Скандальный курс "Основы семьи", в учебнике которого старшеклассников в прошлом году учили "правильно" выбирать мужей и жен и рассказывали о вреде добрачного секса, могут вернуть в учебную программу.
Правда, с изменениями.
Мы попросили экспертов объяснить, что не так с "Основами семьи" и о чем действительно стоит говорить с подростками.
"Настоящая женщина никогда не спорит".
"Если парень и девушка вступают в интимные отношения, то за этим почти всегда наступает разрыв отношений.
Здесь даже не нужно опираться на какие-то научные исследования".
"Настоящая женщина никогда не спорит"."Уровень разводов среди пар, которые имели половые отношения до брака, более чем на 50% выше, чем среди тех, которые воздерживались до брака"."Использование большинства контрацептивов и проведение абортов является убийством"….
Все это тезисы из учебника Адриана Буковинского, автора факультативного курса "Основы семьи" для 10-11-х классов.
Благодаря жалобам родителей из общественной организации "Батьки.
SOS" в ноябре 2019 года уроки по этому предмету приостановили.
А учебник отправили на экспертизу специалистам при Институте модернизации содержания образования.
Но недавно стало известно, чтокурс могут доработать и вернуть в школы.
- Я прочитал учебник Адриана Буковинского страница за страницей - и, честно скажу...тут никакая редактура не поможет.
Потому что каждый тезис - манипуляция, - отмечает в разговоре с "КП" в Украине" юрист общественной организации "Батьки.
SOS" Роман Бондаренко.
- Вот, например, автор берет цитату из Семейного кодекса: "Государственная регистрация брака осуществляется для обеспечения стабильности отношений между женщиной и мужчиной, охраны их прав и интересов..." и так далее.
Но слово "стабильность" в своем учебнике он заменяет словом "вечность".
И внезапно получается, что государство обеспечивает существование брака раз и на всю жизнь.
И семья, по утверждению Буковинского, - это мама, папа, ребенок или несколько детей.
Все остальные существующие варианты, например, мама и ребенок, отец и ребенок или бабушка, дедушка и дети - неправильные.
Я уже не говорю про однополые семьи.
У автора есть собственная религиозная точка зрения, которую он оформил в книге.
Но если в школах хотели ввести уроки религиоведения - окей, пусть так и назвали бы и рассказывали там о разных конфессиях.
При чем тут основы семьи?.
По словам Романа Бондаренко, в учебнике нет научного подхода.
Автор дает субъективную оценку волнующим его явлениям, спекулирует цифрами, при этом нет никаких пояснений.
- Буквально вчера я разбирал одну из главок в этой книге, где автор рассуждает о разводах, - продолжает Роман.
- В качестве доказательства своих измышлений он приводит цифры: берет количество браков за 2000 год и количество разводов, умножает все на 100 и делает вывод о том, что количество разводов в 2000 году составило 70 %.
Но подождите, в 2000 году разводились не только те, кто женились в 2000 году.
И такая сомнительная аргументация у него сплошь и рядом.
.
Роман Бондаренко (в центре) считает - никакие доработки таким "Основам семьи" не помогут.
Не первая попытка.
Сам автор учебника Адриан Буковинский называет себя "экспертом по преодолению семейных проблем".
На Yоutubeон читает лекции о христианских ценностях, а в миру возглавляет Всеукраинский БФ "Семья".
В 2016 году он едва не стал уполномоченным Кабмина Арсения Яценюка по вопросам семьи.
Но случился скандал: СМИ вспомнили о его гомофобных высказываний в 2013 году - на одной из пресс-конференций Буковинский назвал геев и лесбиянок "звеньями одной цепи" наряду с некрофилами, педофилами, зоофилами.
И его кандидатуру отозвали.
Тем не менее в конце 2018 года учебник "Основы семьи" и одноименный курс, разработанный Адрианом Буковинским, получил одобрение МОН.
Его рекомендовали в качестве факультатива, который выбрали для себя 136 украинских школ.
Правда, сами родители, чьи дети учатся в этих учебных заведениях, жаловались в организацию "Батьки.
SOS", что с ними никто не обсуждал такие нововведения.
А в некоторых регионах Украины - например, в Тернополе - городской совет и вовсе планировал постепенно вводить курс "Основы семьи" в качестве обязательного школьного предмета.
- Почему Институт модернизации после наших жалоб снова пропустил этот курс, пусть и с поправками..
могу только предположить, что один из членов комиссии, который также пытался пару лет назад выпустить учебник об основах христианства, на этом настоял, - считает наш собеседник.
Попытка ввести в учебную программу похожий курс действительно была в 2016 году.
Тогда Министерство образования одобрило учебник "Семейные ценности" для 8-9-х классов, где нашлось место выражениям "настоящая женщина не спорит", "мужчина - творец, который стремится к новизне".
Книгу почти сразу запретили, так как, по словам экс-министра образования и науки Лилии Гриневич, она все-таки не соответствовала "гендерной чувствительности".
Соавтор учебника о "Семейных ценностях" Леся Корецкая позже стала рецензенткой книг Адриана Буковинского и членом научно-методической комиссии Института модернизации содержания образования, с разрешения которой "Основы семьи" могут вернуть в школы.
.
Вот такие знания могут почерпнуть школьники из скандального учебника.
Что интересно школьникам.
Отчасти курс "Основы семьи" - неудачная попытка поговорить со старшеклассниками на тему полового воспитания в искаженном ее понимании.
В учебнике затрагиваются вопросы сексуальных отношений, планирования детей, контрацепции.
Только ответы на них дают не специалисты - психологи, сексологи, педагоги, медики, - а, по сути, религиозный деятель.
- Говорить с подростками об отношениях между мужчиной и женщиной, воспитании детей, сексе должен, во-первых, человек, подготовленный профессионально, которому есть что сказать, - рассуждает практикующий психолог Илона Рашковская.
- Во-вторых, тот, кто психологически может об этом говорить.
Что я имею в виду? Таких педагогов, которые запросто могут говорить на эти темы, в наших школах почти нет.
Среди поколения людей 40-50+ - их большинство в школах - тема секса и все, что с этим связано, считается неудобной.
Или ее обсуждение сводится к бытовому, житейскому уровню.
Как говорить на эти темы с подростками - никто не знает.
Разумеется, школьники приходят с вопросами.
Для этого в учебных заведениях есть психологи.
В основном, подростков волнуют вопросы о том, в каком возрасте можно начинать вести половую жизнь или что делать в случае беременности.
Прежде чем вводить подобные курсы, будь то "Основы семьи" или половое воспитание, в школьную программу, нужно выяснить, что интересно самим школьникам.
И с кем они действительно открыто могут об этом говорить.
Автор учебника по географии, в котором допускается происхождение европейских народов из Галичины, ответил критикам.
На сайте МОН учебник для 8 класса стал временно недоступен.