Павел Казарин: Кто вас проплатил.
журналист.
27.05.2020, 15:05.
Мы любим повторять, что правда обречена победить.
Но это не так.
Побеждает тот, кто навязал свою правду остальным.
В слове "война" нам прежде всего чудится лязг танковых гусениц.
Мы продолжаем считать, будто сражения ведут ради квадратных километров.
На самом деле полем боя давно стала не реальность, а наше представление о ней.
И если вы не кормите свою медиа-армию – готовьтесь к тому, что вас завоюет чужая.
Мотивы которой будут определяться мотивами ее спонсоров.
Госбюджет.
Если в России все крупнейшие медиа кормятся с государевых рук, то в Украине – все наоборот.
Бюджетные деньги получает лишь "Суспiльне" – причем объемы финансирования явно не отвечают поставленным задачам.
Этот холдинг вынужден быть пасынком медиарынка – средств не хватает, техника старая, а процедуры делают его негибким.
Западные деньги.
В эту категорию попадают сразу два типа медиа.
Те, кто живет за счет грантов ("Громадське" и "Громадське радiо").
И украинские редакции международных холдингов (Радiо Свобода, Deutsche Welle, Голос Америки).
Теоретически, они могут позволить себе не искать рекламодателей, не гнаться за количеством в ущерб качеству и не ориентироваться на кликабельность.
В то же время, все они остаются эдаким "минимальным информационным прожиточным минимумом" для украинского потребителя.
В стране победившего телевизора, они занимают важную, но не краеугольную нишу.
Российские деньги.
Самые высокие зарплаты, самый токсичный контент и самая одиозная подача – вот три кита, на которых стоят эти медиа.
В зависимости от задачи, они могут либо продвигать кремлевскую картинку реальности, либо разрушать украинскую.
Кто-то занимается прямой пропагандой.
Кто-то – атакует украинские нарративы.
Кто-то – погружает зрителя в рукотворный хаос, разрушая сам концепт факта.
Тщательно подобранные пропорции правды и лжи позволяют им отбиваться от обвинений в ангажированности.
По мере сил они пытаются играть в респектабельность, приглашая на работу известных медиаперсон.
Притворяются оппозицией и прикрываются свободой слова.
В конечном счете, их задача упирается в демонтаж украинского суверенитета и продвижение повестки капитуляции.
Вдобавок, их работу облегчают амбиции отечественных комментаторов, готовых "ходить в телевизор" вне зависимости от финальной задачи медиа.
Финансово-промышленные группы.
Традиционно им принадлежат самые крупные телеканалы украинского рынка.
В прежние годы, когда ФПГ получала в свое распоряжение какой-то ресурс, она создавала эшелонированную систему его обороны, включая политические партии и СМИ.
А затем степень токсичности владельца напрямую влияла на степень токсичности подконтрольного ему медиа.
Повестка каждого телеканала зависит от того, как складываются отношения его собственника с властью.
Одни – вслед за владельцем – активно участвуют в политических играх.
Другие – пытаются осваивать бизнес-модели.
Украина остается "телевизионной" страной, в которой большинство аудитории получает информацию с телеэкрана, а потому этот тип медиа продолжает быть ключевым для массового сознания.
Этот пункт объединяет медиа, которые пытаются быть бизнесом.
Проблема лишь в том, что в украинской реальности подобный подход срабатывает довольно редко.
Рынок рекламы скуден, конкуренция со "СМИ на содержании" высока, а читатель не приучен платить за контент.
Вдобавок, украинский читатель относит получение информации к категории "развлечений" и "социализации".
Хотя, на самом деле, это история про безопасность.
В результате, он готов платить за свои базовые потребности (по Маслоу), но не включает в их перечень "картинку реальности".
Тот факт, что по итогу такого подхода, страна регулярно выбирает популистов и проходимцев – не заставляет никого учиться на ошибках.
Проблема еще и в том, что Украина – это бедная страна Восточной Европы.
Один из подсчетов гласит, что спрос на качественную информацию возникает в тех странах, где две трети населения имеют располагаемый годовой доход в $7300 (по паритету покупательной способности).
Причем этот пороговый доход должен не падать последние десять лет.
Если это правило не соблюдается, то на информации граждане экономят.
Мы продолжаем представлять войну в категориях двадцатого века.
Проблема в том, что эти представления не имеют с реальностью ничего общего.
Наши мысли определяют наши поступки – а потому победить нас в войне можно и без танковых клиньев.
А кто платит за ваш контент?.
Все материалы автора.
Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.