Техосмотр в современных условиях: европейский опыт или создание монополии
Техосмотр в современных условиях: европейский опыт или создание монополии

Техосмотр в современных условиях: европейский опыт или создание монополии

Техосмотр в современных условиях: европейский опыт или создание монополии.

30 июня, 12:52.

Актуально.

Количество независимых субъектов, осуществлявших техконтроль транспортных средств, резко сократилось.

Украина постепенно возвращается к нормальной жизни.

Однако автомобильный рынок еще никак не набрал привычные обороты.

Способствует этому и Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере безопасности эксплуатации колесных транспортных средств", который застопорил работу многих центров по техосмотру автомобилей.

Общий объем рынка оценивается в более чем миллиард гривен ежегодно.

В сфере сертификации уже создана монополия.

Из 57 предприятий, которые ранее осуществляли сертификацию и были "уполномочены" Министерством инфраструктуры Украины, осталось десять.

При этом количество выданных сертификатов на все транспортные средства (как новые, так и "б/у") неуклонно растет, а сама процедура все больше усложняется.

По словам эксперта Игоря Черненко, сейчас в Украине создана довольно сложная схема взаимосвязанных государственных органов, которые отвечают и контролируют доступ к деятельности предприятий в сфере техосмотра.

Но принятие решений замыкается на немногих, что создает ситуацию, похожую на монополию.

Предпринимателям, которые получили аккредитацию и собрали полный пакет документов для осуществления деятельности в сфере техосмотров, часто отказывают без основательных причин.

А требования к необходимым документам часто меняются.

Причем об изменениях предприниматели узнают уже постфактум.

В итоге за последние полтора-два года количество независимых субъектов, осуществлявших технический контроль транспортных средств, сократилось с 400 до 150.

При этом абсолютное большинство из этих 150 компаний и фирм находятся в сфере влияния немногих лиц, которые занимаются проверкой документов предпринимателей после аккредитационных испытательных.

Из обязательных ежегодных более 700 тысяч технических осмотров более 1/3 проводят всего лишь две (!) компании.

При средней стоимости техосмотра в 1000 гривен, несложно подсчитать и понять такую выборочность.

Игорь Черненко.

Министерство инфраструктуры Украины, оправдывая изменения, ссылается на европейскую практику.

Однако, есть факты, на которых акцентируют внимание международные эксперты.

Среди главных спорных пунктов данного законопроекта – создание Бюро по безопасности эксплуатации колесных транспортных средств, которому предлагается предоставить полномочия на допуск к хозяйственной деятельности по техосмотру, контроль за таким предприятием, а также возможность останавливать деятельность проводящего техосмотр предприятия без четко регламентирующих причин.

"Добровольно-принудительный" ввод в состав Бюро предприятий, участвующих в техническом осмотре автомобилей.

Как отмечает Игорь Черненко, права органа, уполномоченного ЕС осуществлять выдачу аккредитаций, четко регламентируется законами и директивами Европейского Союза.

Все станции, получившие разрешения на подобный вид деятельности, обязаны пройти тщательную экспертизу на предмет соответствия, а правила рынка – должны быть едиными для всех.

В процессе судебных разбирательств суды двух инстанций приняли во внимание явное нарушение процедуры принятия постановления.

Ссылаясь на несколько ключевых пунктов, которым оспариваемое в суде постановление Кабмина №46 не соответствует.

Интересно, что постановление КМУ отличается от согласованного всеми инстанциями проекта на 95%.

В ходе процесса разработки в постановлении появилось сразу несколько моментов, которые повлияли работу большинства предприятий и закладывают основу под создание монополии в будущем.

Согласно постановлению, предприятия можно лишать лицензии практически по любому поводу, а бланки должны быть оснащены радиометками, что сразу же повысило их стоимость с 3 до почти 70 гривен.

И самое интересно, что обеспечить необходимое количество радиометок государство просто не в состоянии, из-за чего работа центров практически стала, а вхождение новых предприятий на рынок затрудненно.

Сейчас предпринимателей просто отсылают из одного ведомства в другое – из Министерства инфраструктуры в Национальное агентство по аккредитации.

При этом, как признаются сами бизнесмены, они просто не могут преодолеть, а иногда – справиться с конфликтом интересов.

По словам экспертов, фактически создаются условия для монополизации, и если ситуация не изменится в ближайшее время, нас могут ждать серьезные имиджевые потери, а владельцев транспортных средств и предпринимателей – возможно, увеличение финансовых затрат.

Если предпринимателям и простым автомобилистам не удастся отстоять свою правоту, стоимость техосмотра может снова возрасти.

"Мы уже выиграли два суда, – отмечает юрист Игорь Черненко.

– В обоих случаях судьи приняли во внимание наши доводы.

Но ответчик усиленно пытается отстоять свои интересы.

В итоге мы получим то, что уже имеем, но в гораздо больших масштабах.

Возможно, потерю доверия европейских партнеров и тысяч рабочих мест, а также увеличение стоимости услуг.

Правда – на нашей стороне, надеемся, что и Верховный суд внимет здравому смыслу".

Андрей Дронь.

Подпишись на наш telegram.

Только самое важное и интересное.

Подписаться.

Реклама.

Теги по теме
авто Законопроект
Источник материала
loader
loader