Если не изменить подход к инвестированию в электросети потери составят более 20 млрд грн ежегодно, а энергосистема может потерять необходимую мощность для стабильной работы.
Такие проблемы обозначили в своем исследовании "КРИЗИС НА РЫНКЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ.
ВЛИЯНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ" эксперты Центра Экономического Восстановления (ЦЕВ).
В исследовании утверждается, что основное оборудование операторов систем распределения (облэнерго) был построен в 1960-70 хх годах, а спроектировано по нормам 1950-х годов.
Поэтому проектный ресурс значительной части энергохозяйства ОСР уже исчерпан.
Это влияет на техническое состояние электрических сетей и качество их обслуживания.
"В частности показатели SAIDI (средняя продолжительность отключения для каждого потребителя) за последние годы остаются почти неизменными (в пределах 617 - 696 мин в 2015-2018 годах) и являются наихудшими среди всех стран Европы (в 10-30 раз выше, чем в странах Западной Европы , в 6 раз - стран Балтии, в 3 раза - Польши)", - говорят в Центре Экономического Восстановления.
При этом, согласно Энергетической стратегии Украины на период до 2035 года "Безопасность, энергоэффективность, конкурентоспособность" предусмотрено в 2020 году снизить показатели SAIDI до значения 450 мин.
Согласно материалам исследования, проблема плохого состояния электросетей - в значительной недоинвестованости: за 3 последних года инвестиции в распределительные сети согласно выполненных инвестпрограмм составляют 4 млрд в год.
При этом необходимость инвестиций значительно выше.
"В случае игнорирования вызовов поставки электроэнергии находится под угрозой полной недееспособности", - отмечают аналитики.
Они видят 2 отрицательных последствиях износа сетей и отсутствия достаточного инвестирования в них: рост потерь электроэнергии и угроза массовых блэкаутов.
Эксперты ЦЕВ отмечают, что из-за технических проблем часть энергии не доходит до потребителя.
Министерство энергетики и угольной промышленности подсчитало, что в 2019 году технологические потери в сетях составили 12 887 000 000 киловатт-часов, или 10.35% всей передаваемой энергии.
Если бы уровень потерь в Украине равен эстонскому (2.2%), страна бы экономила около 16 миллиардов гривен в год.
"Потеря электроэнергии на сумму около 20 миллиардов гривен в год, которые будут стремительно расти и иметь негативный эффект на экономику и энергетический сектор" - говорят аналитики о последствиях недоинвестированости сетей.
Другой проблемой является рост риска массовых блэкаутов, который состоится из-за потери стабильной частоты (50 Гц) в Объединенной энергетической системе (ОЭС).
Это приведет к увеличению периода прерывания поставок электроэнергии, отсутствия минимально необходимых средств для осуществления операционной деятельности объектами генерации, поставок и распределения электроэнергии.
"В декабре 2018 530 населенных пунктов в Одесской области остались без электричества.
Для восстановления некоторых была нужна неделя.
В 2019 "Волыньоблэнерго" сообщило, что в их сетях случается 10948 аварий в год ", - приводят пример аналитики.
Эксперты Центра экономического восстановления считают, что введение стимулирующего тарифообразования (RAB-тарифа) должен стать эффективным механизмом привлечения новых инвестиций в электрические сети, снижение SAIDI, уменьшение потерь электрической энергии в сетях, повышение автоматизации процессов.
Переход на стимулирующее регулирование требует крайне взвешенного подхода при выборе параметров регулирования, устанавливают стимулы для эффективной деятельности ОСР и предусмотрят должное их финансирования, в частности, экономически обоснованный уровень показателей доходности, начисления нормы прибыли на амортизации, сроки достижения показателей SAIDI и технологических потерь электрической энергии в сетях и тому подобное.
В частности, в исследовании предлагают такие параметры как, определение РБА в порядке, соответствующем европейским практикам (единственная РБА), определение обоснованного уровня доходности на уровне WACC, введение показателей качества поставки электроэнергии и применения штрафных санкций при несоблюдении требований и др.
Напомним, ранее Международный центр налогов и инвестиций отмечал, что основой для RAB-тарифов должно быть WACC и единая база активов.