Регулятор предложил RAB-тарифы, исключающие инвестиции в сети - эксперт
Регулятор предложил RAB-тарифы, исключающие инвестиции в сети - эксперт

Регулятор предложил RAB-тарифы, исключающие инвестиции в сети - эксперт

За восемь лет, в течение которых обсуждается реформа тарифообразования для облэнерго, не была предложена ни одна достойная методология, которая бы привела инвестиции в отрасль.

Об этом после вчерашних общественных слушаний в НКРЭКУ заявил на своей странице в Facebook энергоэксперт, экс-замминистра энергетики и угольной промышленности Украины Сергей Чех.

"Вчера на общественных слушаниях НКРЭКУ предложила новое видение методологии внедрения стимулирующего регулирования.

Речь шла о разделении баз активов и 3% доходности на старую базу на 16% на новую.

Это - уже третий подход к этой реформе от регулятора.

Но, к сожалению, он все еще далек от успешной европейской практикой.

Основная проблема различных баз активов и ставок - ОСР не сможет в полном объеме и в необходимые сроки выполнить требования по сокращению SAIDI и технологических потерь.

Сначала регулятор рассчитывал на ставку на "старую" базу в 1%.

Этот подход получил сокрушительную критику от экспертов отрасли его впопыхах заменили на 3% и достижения SAIDI 13 лет", - написал он.

По оценкам эксперта, потребность в инвестициях в модернизацию распределительных электросетей в Украине до 2030 года – это сумма порядка 12,5 млрд долл.

"Любой экономический эксперт скажет, что привлечь такие средства при таких условиях - невозможно.

Компания получит отрицательный денежный поток около трети оборота.

При таких условиях рассчитывать на кредитование - наивность.

Инвестиций в отрасль - не будет", - подчеркнул Чех.

Эксперт полагает, что привлечь инвестиции в отрасль можно будет только при внедрении стимулирующего регулирования по европейской методологии - с начислением ставки доходности на уровне WACC в единую базу активов.

"Такая методология используется во всей Европе и позволяет привлекать средства на конкурентном инвестиционном рынке, обновлять электросети и выполнять требования регулятора для повышения показателей качества электроснабжения.

Все представители облэнерго, принимавших участие в общественных обсуждениях, единогласно говорили, что 3% на старую базу - совершенно недостаточно для обновления сетей", - подчеркнул он.

Эксперт также сообщил, что представители государственных облэнерго, в которые ФГМУ планировал привлечь инвесторов в рамках "большой" приватизации, также предлагали подход со значительно более высокой ставкой на "старую" базу, чем предложение регулятора.

По его словам, представители Хмельницкийобленерго заявили, что для реализации плана обновления сетей и сокращения уровня SAIDI ставка доходности на старую базу должна быть не менее 9%, а представитель Черкассыобленерго назвал показатель в 12,5%.

Государственные Харьковобленерго і Запорожьеобленерго предложили госрегулятору ставку доходности в 15%.

По словам Чеха, госрегулятор не услышал позицию экспертов и представителей компаний, деятельность которых регулирует.

И в итоге зафиксировал в протоколе заседания неприемлемые для них условия внедрения RAB-тарифа.

Энергоэксперт также добавил, что экспертный совет при Министерстве энергетики уже неоднократно предоставлял регулятору расчеты, аргументы, почему методология с разделением баз активов - провальный вариант.

А внедрение европейской модели - лучшее решение для украинского рынка.

Теги по теме
энергетика тарифы реформа
Источник материала
loader
loader