За восемь лет, в течение которых обсуждается реформа тарифообразования для облэнерго, не была предложена ни одна достойная методология, которая бы привела инвестиции в отрасль.
Об этом после вчерашних общественных слушаний в НКРЭКУ заявил на своей странице в Facebook энергоэксперт, экс-замминистра энергетики и угольной промышленности Украины Сергей Чех.
"Вчера на общественных слушаниях НКРЭКУ предложила новое видение методологии внедрения стимулирующего регулирования.
Речь шла о разделении баз активов и 3% доходности на старую базу на 16% на новую.
Это - уже третий подход к этой реформе от регулятора.
Но, к сожалению, он все еще далек от успешной европейской практикой.
Основная проблема различных баз активов и ставок - ОСР не сможет в полном объеме и в необходимые сроки выполнить требования по сокращению SAIDI и технологических потерь.
Сначала регулятор рассчитывал на ставку на "старую" базу в 1%.
Этот подход получил сокрушительную критику от экспертов отрасли его впопыхах заменили на 3% и достижения SAIDI 13 лет", - написал он.
По оценкам эксперта, потребность в инвестициях в модернизацию распределительных электросетей в Украине до 2030 года – это сумма порядка 12,5 млрд долл.
"Любой экономический эксперт скажет, что привлечь такие средства при таких условиях - невозможно.
Компания получит отрицательный денежный поток около трети оборота.
При таких условиях рассчитывать на кредитование - наивность.
Инвестиций в отрасль - не будет", - подчеркнул Чех.
Эксперт полагает, что привлечь инвестиции в отрасль можно будет только при внедрении стимулирующего регулирования по европейской методологии - с начислением ставки доходности на уровне WACC в единую базу активов.
"Такая методология используется во всей Европе и позволяет привлекать средства на конкурентном инвестиционном рынке, обновлять электросети и выполнять требования регулятора для повышения показателей качества электроснабжения.
Все представители облэнерго, принимавших участие в общественных обсуждениях, единогласно говорили, что 3% на старую базу - совершенно недостаточно для обновления сетей", - подчеркнул он.
Эксперт также сообщил, что представители государственных облэнерго, в которые ФГМУ планировал привлечь инвесторов в рамках "большой" приватизации, также предлагали подход со значительно более высокой ставкой на "старую" базу, чем предложение регулятора.
По его словам, представители Хмельницкийобленерго заявили, что для реализации плана обновления сетей и сокращения уровня SAIDI ставка доходности на старую базу должна быть не менее 9%, а представитель Черкассыобленерго назвал показатель в 12,5%.
Государственные Харьковобленерго і Запорожьеобленерго предложили госрегулятору ставку доходности в 15%.
По словам Чеха, госрегулятор не услышал позицию экспертов и представителей компаний, деятельность которых регулирует.
И в итоге зафиксировал в протоколе заседания неприемлемые для них условия внедрения RAB-тарифа.
Энергоэксперт также добавил, что экспертный совет при Министерстве энергетики уже неоднократно предоставлял регулятору расчеты, аргументы, почему методология с разделением баз активов - провальный вариант.
А внедрение европейской модели - лучшее решение для украинского рынка.