Миграция остается одной из «взрывоопасных» тем для освещения в СМИ, считает журналист Deutsche Welle Андрей Гурков.
В ходе онлайн-лекции в рамках медийных лабораторий про миграцию Media Migration Labs он рассказал о том, как писать о теме миграции, какую лексику стоит употреблять и к каким рискам готовиться.
Публикуем десять полезных советов, собранных на основе его выступления.
Журналистская этика — это, в первую очередь, общечеловеческая этика.
Однако кроме этого у журналиста должна быть и профессиональная этика — кодекс чести.
Профессиональная этика журналиста должна отличаться от поведения блогера, например, или активиста.
Журналист должен уважать чужое достоинство, а также иметь собственное — не продаваться и не становиться коррумпированным.
Журналист не должен врать и тиражировать фейки, не должен воровать чужой интеллектуальный труд и посягать на чье-то авторское право.
Сегодня тема миграции становится все более «взрывоопасной» для освещения в СМИ, ею не стоит злоупотреблять.
Терминология — один из самых важных нюансов в работе с темой миграции.
Журналисту необходимо следить за тем, какую лексику употребляет в своих материалах.
Ваша редакция должна определить для себя, какие слова и термины приемлемо употреблять, а какие — нет.
Есть целый список терминов, которые мы считаем некорректными.
Например, у нас не используются слова «черный», когда речь идет о темнокожих людях, также «цыгане» — вместо этого мы называем этих людей синти и рома.
Дело в том, что слово «цыгане» связано с национал-социалистическим прошлым и истреблением целых народов.
Поэтому мы избегаем его.
Когда мы говорим о беженцах — кстати, это слово само по себе нейтральное и может употребляться — также возможно называть таких людей соискателями убежища или лицами, гражданами с миграционным фоном.
Но не стоит называть их «нелегальными мигрантами».
Беженцы — это люди, которые бегут от плохих условий жизни, от войн и нищеты.
Нелегальные мигранты — это сразу негативные коннотации, люди, которые нарушают закон, нелегально пересекая чужую границу.
При освещении темы миграции журналист всегда должен проверять информацию.
Впрочем, как и во всех других случаях.
Увидел что-нибудь на улице — и опубликовал у себя.
Журналист — не может.
Информацию следует цитировать корректно, разделять комментарии компетентных лиц и все остальные данные.
Нужно давать слово критикуемой стороне: даже если вам не ответили, вы должны написать, что обращались за комментарием к этому лицу или организации, но в ответ пришла отписка или не пришло ничего.
Вы не можете называть человека преступником, убийцей или вором, пока нет соответствующего решения суда.
В западной прессе часто используют варианты «предполагаемый преступник» или «предполагаемый убийца».
Необходимо придерживаться четких границ при демонстрации сцен насилия и убийств.
Помните о морально-этических аспектах.
Отдельный вопрос: стоит ли разглашать персональные данные потенциальных преступников? В немецких СМИ довольно распространена такая практика: издания не указывают полные имя и фамилию человека, который обвиняется или подозревается в преступлениях.
Нередко пишут просто, например: «Иван К.» Не стоит публиковать также адреса и другие личные данные, связанные с такими делами.
Профессиональная журналистика выглядит неубедительно, если СМИ замалчивают какие-либо данные и пытаются скрыть что-то очевидное, но вместе с тем все это можно легко найти в фейсбуке.
Тонкая грань проходит между национально-религиозными традициями мигрантов и нарушением конституции страны, в которой они могут находиться.
Нелегко определить, где находится грань между свободой вероисповедания и нарушением ключевых принципов и свобод.
Чем успешнее и богаче страна, тем более гуманная в ней политика.
А значит, тем больше журналистам придется освещать тему миграции в СМИ.
Потому что это станет более актуальным вопросом.