/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F43%2F0093f6e9fc83512cf3fff4d36eb7e69b.jpg)
Курс на 200 млн подписчиков: как создавалась «контент-машина» Netflix
В сентябре 2020 года сооснователь Netflix Рид Хастингс выпустил книгу No Rules Rules: Netflix and the Culture of Reinvention («Никаких правил.
Уникальная культура Netflix»), которая стала бестселлером на Amazon.
К публикации книги Forbes и Bloomberg выпустили материалы, в которых предприниматель рассказал о появлении Netflix, культуре и принципах сервиса, благодаря которым он стал лидером на рынке стриминга, самой большой ошибке в истории компании и ее успехах во время пандемии.
Редакция AIN.
UA подготовила перевод.
История Рида Хастингса до Netflix.
Уилмот «Рид» Хастингс родился в 1960 году в Бостоне, штат Массачусетс, в 1981 поступил на службу в Корпус морской пехоты США, чуть позже перейдя в Корпус мира.
Параллельно с военной карьерой Рид занимался образованием – в 1983 году он заканчивает Боудин-колледж и до 1985 года преподает высшую математику в Свазиленде.
Отслужив, Хастингс решает продолжить образование – и, хотя по его же собственному признанию, он не смог поступить в Массачусетский технологический институт, в не менее престижный Стэнфордский университет молодого человека приняли.
В 1988 году Рид получает степень магистра компьютерных наук.
После окончания Стэндфордского университета Хастингс работал в IT-компаниях и придумал Purify — сервис для разработчиков, который автоматически находил ошибки в коде.
В 1991 году Хастингс основал Pure Software.
Компания удваивала выручку в течение четырех лет, в 1995 году провела IPO.
Она могла позволить себе покупать другие стартапы, но с ростом начались проблемы.
Новые сотрудники не приживались и создавали внутри Pure свои правила и культуру.
Хастингсу приходилось идти на компромисс при найме, выбирая не лучших профессионалов, а средних клерков, и заниматься микроменеджментом: куда бы он ни пошел, он спрашивал, чем занимаются работники, и предлагал помощь.
В 1996 году Pure купила компанию Altria.
Но ее программы работали плохо, и руководители, вместо того, чтобы поработать над продуктом, начали обвинять клиентов.
И через год Хастингc продал Pure Altria компании Rational Software — сделка оценивается в $700 млн.
Хастингс был недоволен: если в первое время Pure была открытой, то по мере роста перестала идти на разумные риски и даже начала разрабатывать политику защиты от ошибок.
«Pure закончилась тогда, когда начала продвигать людей, отлично умеющих действовать в соответствии с правилами.
Креативные бунтари разочаровались и ушли», — сетует Хастингс.
Ему вторит коллега Раймонд Пек: «Мы построили нечто удивительное, а потом под влиянием рынка и неспособности продолжать нашу культуру, это было разрушено».
После ухода из Pure Хастингс занимался сразу несколькими проектами, например образовательными, и Netflix был лишь одной из затей.
От аренды DVD до стриминговой платформы.
Однажды Рид и Марк заметили на рынке видеопроката свободную нишу, связанную с неудобством существующих салонов и сервисов.
Задумавшись над этим, будущие основатели Netflix принялись за создание более удобного метода проката фильмов и сериалов.
Сервис запустился в 1997 году и рассылал DVD по почте вкладывая их в конверты красного цвета, которые позже стали отличительным стилем компании.
Получать диск по почте было удобнее, чем идти в салон и брать его в аренду вживую – это и стало конкурентным преимуществом компании.
По словам Рэндольфа, сначала компания зарабатывала большую часть своих денег на DVD.
Но это поставило молодой стартап на путь возможного столкновения с Безосом из Amazon.
Вместо этого спустя пару лет компания перешла на модель подписки: клиенты могли брать в прокат до трех фильмов за раз, не беспокоясь о дате возврата или штрафах за просрочку платежа.
Но такая бизнес-модель оказалась убыточной, и Netflix едва не продался за $50 млн главному конкуренту — сети проката Blockbuster с годовой выручкой в $5 млрд.
Рэндольф вспоминает, как летел с Гастингсом в Даллас, чтобы попытаться убедить генерального директора Blockbuster Джона Антиоко купить Netflix за $50 млн.
Глава гиганта домашних развлечений категорически отверг эту идею.
После перезагрузки в 2001 году бизнес Netflix начал расти сам по себе, собрав $82,5 млн за счет первичного размещения акций в 2002 году.
Это превратилось в очень хороший бизнес, поскольку подписчики стали выбирать DVD из обширной библиотеки Netflix.
Netflix успешно пережил крах доткомов, после которого американцы начали чаще смотреть фильмы на DVD.
А в 2007 году широкополосный интернет предоставил возможность потоковой передачи видео.
И Гастингс начал вкладывать деньги и инженерные ресурсы в развитие этого направления – и не прогадал.
Netflix никогда не станет You.
В новой компании предприниматель хотел избежать бюрократических проблем Pure и сохранить открытость.
Он избегал крупных поглощений и старался не идти на компромиссы при найме — даже если это приводило к судебным искам за переманивание топ-менеджеров, пишет Bloomberg.
Хастингс придерживается нескольких общих принципов:.
Netflix не продает рекламу.
Netflix не полагается на пользовательский контент, а создает его внутри компании.
Netflix не отвлекается на второстепенный бизнес: игры, музыку, тематические парки.
Единственная цель — привлечь как можно больше подписчиков.
«У компании очень долгосрочная стратегия: она сосредоточилась на росте, предполагая, что он приведет к высокой рентабельности», — считает медиаменеджер и инвестор Петр Чернин.
И все же такой подход не уберег сервис от проблем.
Хастингс называет самой большой ошибкой в истории Netflix решение выделить бизнес по прокату DVD в отдельную компанию Qwikster — чтобы максимизировать прибыль от стриминга.
Дело было в 2011 году.
Эта идея стоила Netflix миллионов подписчиков, а акции компании упали более чем на 75%.
В конечном счете от Qwikster отказались, и DVD остались на Netflix.
На совещании руководителей Хастингс со слезами на глазах извинялся за ущерб, а десятки менеджеров признались, что сомневались в Qwikster, но держали свои опасения при себе.
После этого Хастингс ввел практику активного поиска «инакомыслия» перед запуском новых инициатив.
Но один из бывших руководителей описывает «культуру страха» в такой рабочей среде, где все «отрываются друг на друге».
Затем сервис сделал ставку на собственный контент — несмотря на насмешки боссов крупных студий, которые не рассматривали Netflix как конкурента и упускали возможность выйти на рынок стриминговых видеосервисов.
Пренебрежение конкурентов.
«Ну представьте, сумеет ли албанская армия захватить мир.
Не думаю», — иронизировал над Netflix исполнительный директор Time Warner Джефф Бьюкс в интервью The New York Times 2010 года.
«В критический период с 2010 по 2015 год Бьюкс считал интернет бессмысленным, а цены — нелепыми, из-за чего он игнорировал [стриминг], пока не стало слишком поздно», — отмечает Хастингс.
По его словам, у него до сих пор остались жетоны албанской армии, он носил их для мотивации.
В 2011 году Netflix выпустил собственный сериал «Карточный домик», который обошелся в $100 млн.
«В индустрии это называли переплатой за контент, но Netflix понимал, чего он стоит и к чему он стремится», — отмечает гендиректор Tinder Джим Ланзоне, в то время он был директором CBS по цифровым технологиям.
Число подписчиков Netflix за десять лет превысило 150 млн, сейчас их более 182 млн.
«Изменение курса связано с инвестициями и рисками, которые могут снизить маржу в этом году.
Цена акций может упасть вместе с этим.
Какой руководитель пойдет на это?» — задается вопросом Хастингс в своей книге.
Поэтому, в отличие от голливудских руководителей, бонусы которых привязаны к операционной прибыли, Хастингс гарантирует, что топ-менеджеры Netflix не потеряют деньги, если рискнут.
Пандемия — золотое время Netflix.
Пандемия стала стресс-тестом для Netflix, который проявил силу компании: если производство сериалов и фильмов в США остановилось, то международная «контент-машина» Netflix — нет.
Большую часть 2010-х годов Хастингс потратил на развитие сервиса по всему миру, включая создание материалов для местной аудитории.
Поэтому съемки довольно быстро возобновились в Исландии и Южной Корее, а команды сценаристов и аниматоров могли работать удаленно.
Конкуренты Netflix из-за пандемии лишились флагманских продуктов для запуска: не состоялись воссоединение «Друзей» для HBO Max и летние Олимпийские игры в Токио, на которые надеялась CNBCUniversal с Peacock.
Netflix же продолжал выпускать собственный контент.
С начала пандемии сервис ежемесячно прибавляет около 1 млн подписчиков в США и Канаде и около 2 млн подписчиков на международном рынке.
По данным Parks Associates, Netflix охватил 56% домохозяйств США.
У Disney, одного из главных конкурентов Netflix, сейчас суммарно 100 млн подписчиков на трех сервисах: Disney+, ESPN+ и Hulu.
По примеру Netflix компания начала инвестировать в рискованные проекты: потратила $75 млн на мюзикл «Гамильтон».
За пять месяцев работы Disney+ получил 50 млн подписчиков — за счет объединения на сервисе брендов Disney, Pixar, Marvel и Star Wars.
Netflix же для этого понадобилось семь лет.
Сейчас Хастингс сосредоточен на том, чтобы добраться до отметки в 200 млн подписчиков: для этого Netflix все больше инвестирует в создание контента на региональных рынках.
Например, на создание видео для индийского рынка до конца года компания потратит $400 млн.
«Я уверен, наша культура поможет лучше привлекать зрителей и выигрывать у HBO или Disney.
Потому что у них очень много внутренних процессов, которые их замедляют», — говорит Хастингс.
Переход из Кремниевой долины в Голливуд.
Постепенно Netflix превращается из технологической компании, возглавляемой разработчиками, в развлекательную — среди ее сотрудников тысячи людей из голливудских студий.
Из-за этого случаются противоречия.
Инженеры для продвижения фильмов предпочитают алгоритмы, а голливудские руководители — рекламные щиты и вечеринки.
Хастингс говорит, что любое напряжение разрешается в пользу Голливуда, а не Долины.
В июне 2020 года он объявил: его заместитель Тед Сарандос будет со-генеральным директором.
Это отражает изменения в компании: если Сарандос еженедельно навещал разработчиков из Долины, то теперь Хастингс так же ездит Лос-Анджелес.
Хастингс отвергает опасения, что постепенно уходит из компании, и подчеркивает, что в ближайшее время никуда не денется.
Но и признает, что работа в Netflix «не будет вечной», приводя в пример Билла Гейтса и Microsoft.
«В Microsoft по-прежнему остается многое от Билла, есть много доказательств тому, что в компании можно оставить большой след на долгое время», — заключает Хастингс.
Netflix открыл доступ без подписки к некоторым сериалам и фильмам.
В Украине тоже.
Netflix поручил создателям «Игры престолов» сериал по «Задаче трех тел»: почему все об этом говорят?.
Глава Netflix: У удаленной работы нет никаких плюсов.

