Отмена налогов на электромобили: В Украине будет легче купить авто, а у заводов появится шанс стать "европейским Китаем"
Отмена налогов на электромобили: В Украине будет легче купить авто, а у заводов появится шанс стать "европейским Китаем"

Отмена налогов на электромобили: В Украине будет легче купить авто, а у заводов появится шанс стать "европейским Китаем"

В Украине может стать больше электромобилей. Не только потому, что такой транспорт считают более экологичным, но и из-за последних законодательных инициатив, которые временно отменят ряд налогов на покупку электротранспорта.

На какие уступки идет государство, смогут ли украинские заводы производить электрокары и какова ситуация на автомобильном рынке страны сейчас? Разбираемся.

Бонусы от государства

В Верховной Раде 2 сентября народные депутаты приняли в первом чтении законопроекты № 3476 и 3477, которые очень упрощают условия на автомобильном рынке Украины. Законопроект - это еще не закон, и до голосования и вступления его в силу еще надо подождать.

Суть этих инициатив в том, что они создают условия для популяризации электромобилей в Украине.

- Документами расширен перечень льгот для покупателей электромобилей. Для украинцев, которые будут покупать электромобили, предусмотрена временная налоговая скидка по НДФЛ и освобождение от сбора на обязательное государственное пенсионное страхование.

- Кроме этого, до 31 декабря 2025 года продлевается срок, в течение которого электромобили освобождаются от НДС (сейчас льгота действует до 31 декабря 2022 года), и прилагаются к перечню транспортных средств, на которые распространяется эта льгота, электробусы, электрогрузовики и электроспецтехника.

- В случае закупки транспортных средств через систему публичных закупок (до 2030 года) доля ТС с электрическими двигателями должна быть не ниже 50% от общего количества приобретенных ТС.

- До 1 января 2029 года освобождаются от уплаты ввозной пошлины комплектующие изделия, оборудование для производства транспортных средств, оснащенных исключительно электрическими двигателями.

Какие недостатки имеют законопроекты? Теоретически ввоз дешевых электромобилей не стимулирует производство собственного продукта в Украине, потому что это невыгодно. А собственное производство или даже контракт на производство с мировыми компаниями - это рабочие места и выгода для городских бюджетов, где есть эти площадки.

Поэтому появились также пункты, которые должны уравнять условия для украинских производителей.

Законопроект "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования развития отрасли электрического транспорта в Украине" предлагает:

  1. Временное право налогоплательщика включить в налоговую скидку на уменьшение налогооблагаемого дохода плательщика налога по результатам отчетного налогового года затраты на приобретение легковых автомобилей, оснащенных исключительно электрическими двигателями (одним или несколькими).
  2. Временно освободить от обложения НДС операции по ввозу в Украину импорта, товаров для производства транспортных средств, оснащенных исключительно электрическими двигателями, а также операции по ввозу и/или поставку в Украину транспортных средств, оснащенных исключительно электрическими двигателями.
  3. Временное освобождение от налогообложения прибыли предприятий электротехнической промышленности, полученной от реализации электродвигателей, литий-ионных (литий-полимерных) аккумуляторов, зарядных устройств собственного производства, предназначенных для транспортных средств, оснащенных исключительно электрическими двигателями; автомобильной промышленности, полученной от реализации транспортных средств собственного производства, оснащенной исключительно электрическими двигателями.

Зеленые номера и места для парковки

В Украине для электромобилей появляются номера с зеленым шрифтом, которые свидетельствуют о нулевом уровне выбросов автомобиля. Это предполагает закон № 10405 относительно инфраструктуры зарядных станций для электромобилей.

Также предусмотрено определение параметров и требований обустройства мест для парковки электромобилей. За парковку другого транспорта на местах, предназначенных для электрокаров, закон предусматривает штраф от 20 до 30 необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть от 340 до 510 грн.

Более того, такие номера уже начали выдавать, передает "Укравтопром". Используются символы, идентичные для латиницы и кириллицы, а также впервые в Украине – чистая латиница. Специальные номера получат и такси с электродвигателем - их будут обозначать буквами TV, TW, TY и TZ на желтом фоне.

Что происходит на автомобильном рынке?

В мире 17 стран уже анонсировали отказ от продаж автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, передает Autogeek. Великобритания собирается запретить использование бензиновых и дизельных автомобилей с 2030 года, Франция - с 2040 г., Норвегия - с 2025 г., а в Барселону уже с начала года нельзя въезжать на старых бензиновых и дизельных авто. 

По прогнозам Bloomberg NEF, электромобили будут занимать 10% мировых продаж легковых автомобилей в 2025 году, при этом их число увеличится до 58% в 2040 году.

Аналитик исследовательской компании Bernstein Макс Уорбертон утверждает, что массовое внедрение электромобилей неизбежно. Его простимулируют появление дешевых аккумуляторов, ограничение авто с ДВС и субсидии от государств.

Падение цен на аккумуляторы для электромобилей позволит производителям продавать такой транспорт дешевле "традиционных авто" с ДВС уже к 2022 году.

"В электромобили вкладываются невероятные суммы денег. Я наблюдаю за этой индустрией уже 20 лет и мне кажется, что сейчас ее уже не остановить", - заявил директор по глобальной сборке в LMC Automotive Аль Бедвелл.

Что же происходит Украине? В этом году в Украине купили 2225 электромобилей, сообщает Ассоциация "Укравтопром". По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, спрос на автомобили, работающие исключительно на электротяге, вырос на 227%.

Наибольшую долю охватывают машины, уже бывшие в эксплуатации, – 86%. Больше всего электрокары покупают киевляне, на втором месте - Харьковская область, замыкает тройку лидеров Одесская область. 

Самые популярные электромобили среди украинцев: Nissan Leaf, BMW i3, Tesla Model S, Ford Focus, Fiat 500.

Производство в Украине

Лидером по производству электрокаров и различных комплектующих к ним является Китай, однако в последнее время другие страны, в том числе европейские, задумались о смене места изготовления, отметил аналитик исследовательской компании Bernstein Макс Уорбертон. Поэтому шанс появился и у Украины, и вот почему:

- в Китае правительство ввело систему, которая требует от автопроизводителей выпускать безопасные для экологии автомобили или оплачивать ущерб от выбросов углекислого газа;

- пандемия коронавируса, локдаун и закрытые границы усложнили транспортировку товаров из Китая, поэтому альтернативные заводы ищут ближе.

"Благодаря предложенным законодательным изменениям, в Украине появляется шанс превратиться в лоукост-производственную площадку для мировых автопроизводителей. Украина может присоединиться к европейской электромобилизации, введя условия, чтобы в стране было выгодно производить, а не развивать исключительно потребительское направление импорта и платить налоги в бюджет других стран", - заявили в Федерации работодателей автомобильной отрасли.

Таким образом, Украина может стать "европейским Китаем", поскольку в стране есть производственные мощности, которые уже начали изготавливать электротранспорт.

Оказывается, электротранспорт собираются производить и в Украине, и не где-нибудь, а на старом добром "Южмаше" в Днепре.

Украинское космическое агентство и "Южмаш" в июле 2020 года подписали меморандум с южнокорейской компанией Caris. Украинский завод получил заказ изготовить 5000 электробусов и 7800 зарядных станций до 2023 года. Сумма заказа - 23 млрд грн.

Стороны одобрили обмен лицензионными соглашениями и технологиями, запланировали совместное участие в выставках и обсудили возможности и потенциал экспорта электробусов в Европу. Однако меморандум - это еще не контракт и не гарантирует заказа.

Что значит этот шаг? Гендиректор "Южмаша" Сергей Войт говорит, что завод долгое время был недостаточно загружен и был в тяжелом экономическом состоянии. Сотрудничество c Caris позволит не только финансово оздоровить предприятие, но и сохранить научно-технический потенциал, возродить машиностроение, которое много лет оставалось одним из ключевых направлений завода.

Во Львове завод "Электрон" в 2015 году выпустил первый в Украине низкопольный электробус "Электрон Е191". Его длина - 12 м, пассажировместимость - 100 мест. Стоимость производства электробуса составляет 8-9 млн грн.

В конце августа был презентован первый украинский электромобиль для людей с инвалидностью на базе Smart - Ukrainian Social Electric Car (USEC). Технические работы выполнила компания EcoFactor. Мощность электромобиля составляет 30 кВт: два мотор-колеса по 15 кВт на задней оси, привод - задний. Батарея емкостью 15 кВт-ч позволяет проехать на одном заряде 100-150 км в зависимости от условий эксплуатации. 

В Луцке компания "Богдан Моторс"в 2014 году разработала модель электромаршрутки на базе автобуса "Богдан А091". Он несколько лет использовался в рамках эксперимента. В 2020 году на дороги выехал экспериментальный промышленный образец "ЗЕТ 8-120". Двигатели в этом автобусе используются отечественные, а АКБ закупают в Китае. Можно ожидать, что по дорогам Луцка и других городов вскоре начнут ездить отечественные автобусы на электротяге.

 

Источник материала
Упоминаемые персоны
loader
loader