Основные выводы исследования:.
В июле окончательно утвердилась тенденция поддержки инкумбента Александра Лукашенко в российских СМИ, чему не помешала даже антироссийская кампания в беларусских СМИ в рамках «дела ЧВК «Вагнера».
Напомним, данный выбор Кремля мы фиксировали первоначально в июне – после задержания и помещения в СИЗО Виктора Бабарико и двух встреч Александра Лукашенко и Владимира Путина.
Беларусская пропаганда занимала в июле амбивалентную позицию: с одной стороны позитивно освещались встречи чиновников двух стран и личные отношения Александра Лукашенко и Владимира Путина, с другой стороны для дискредитации альтернативных кандидатов в президенты использовалась отсылка к «руке Москвы», «кукловодам из «Газпрома», а в конце месяца появилась тема «задержания российских боевиков» и утверждение, что более 200 боевиков ЧВК «Вагнера» заброшены в Беларусь с целью дестабилизации обстановки в период избирательной кампании, а также что российские наемники якобы работают на беларусскую оппозицию.
«Дело ЧВК «Вагнера» затмило другие темы при описании беларусско-российских отношений в СМИ двух стран.
При этом в российских СМИ эта история, в основном, подавалась как недоразумение, а в беларусских госСМИ – как реальное иностранное вмешательство, но без указания на конкретного заказчика.
Беларусские независимые СМИ давали широкий баланс мнений и пытались проверять озвученные официальными лицами факты.
В российских СМИ назвали Светлану Тихановскую главной соперницей инкумбента Лукашенко и сфокусировали на ней внимание.
При этом в близких к Кремлю СМИ были использованы лояльные Лукашенко эксперты, назвавшие Тихановскую прозападным кандидатом и приписавшие ей намерение разорвать Договор о создании Союзного государства и план выхода Беларуси из ОДКБ.
context, о чем писали СМИ.
В июле российские СМИ писали о регистрации кандидатов в президенты Беларуси, а также освещали протесты, вызванные отказом в регистрации «кандидатов надежды» Виктора Бабарико и Валерий Цепкало.
Особое внимание было уделено объединению штабов альтернативных кандидатов под эгидой Светланы Тихановской и возникшему бренду «три женщины против диктатора Лукашенко».
Термин основного соперника действующему президенту перешел от Виктора Бабарико к Светлана Тихановской.
Главной темой в СМИ двух стран стало «дело ЧВК «Вагнера», но она появилась под занавес месяца.
В начале июля СМИ активно цитировали беларусского посла в РФ Владимира Семашко о том, что Россия вынуждала Беларусь передать 95% полномочий на уровень Союзного государства, продолжались споры о наличии или отсутствии у Беларуси долгов за поставленный газ.
Что мы сделали.
В рамках исследования «Прокремлёвские нарративы в беларусских медиа» мы проанализировали 1517 публикации (626 беларусских и 891 российских) ведущих медиа двух стран о беларусско-российских отношениях в СМИ Беларуси и России с 1 по 31 июля 2020 года.
Новости по ключевым словам, описывающим беларусско-российские отношения (*).
Сравним частотность.
Агентство цитировали при возвращении раз за разом к теме скорого восстановления авиасообщения между странами (вопрос решился только 21 сентября), рассказах о российской вакцине от COVID-19, но особенно часто в конце июля – для трансляции российской позиции по задержанным в Беларуси 33 российским гражданам, сотрудникам ЧВК «Вагнера», которых беларусские власти заподозрили в приготовлении к массовым беспорядкам (ст.13 ч.2 ст.
293 УК РБ).
Александр Лукашенко в течении июля создавал массу информационных поводов, делая громкие заявление о победе над COVID-19, о попытке иностранных центров дестабилизировать ситуацию в Беларуси перед выборами, о том, что беларусская Конституция, по его словам, написана не под женщину, «Свою страну мы никому не отдадим» (про смену власти на выборах), о возможности использовать армию «для наведения порядка» и о выдворении иностранных журналистов.
Иногда высказывания Лукашенко автоматически требовали комментариев Кремля, как например, когда после встречи с Путиным Лукашенко вдруг сказал, что бессимптомно переболел коронавирусом: журналисты атаковали пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова – знали ли в Кремле о болезни Лукашенко и не заразил ли он кого-то во время визита.
«Дело ЧВК «Вагнера» стало звездным часом беларусского государственного информагентства БЕЛТА, которое цитировали практически в каждой публикации по данной теме российские СМИ.
Также наиболее частотными комментаторами по теме стали пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков и российский посол в Беларуси Дмитрий Мезенцев – на них ссылались в СМИ двух стран.
А вот госсекретарю Совбеза Беларуси Андрею Равкову не повезло: он объяснялся с журналистами после совещания у президента по «делу ЧВК «Вагнера», после специального собрания на этот счет кандидатов в президенты в Центризбиркоме, но по частотности ссылок он не превысил 3% порог статистической погрешности в СМИ двух стран (1,95% – в беларусских, 2,91% – в российских СМИ).
Это вряд ли воспринималось негативно Равковым, который никогда не стремился к особенной публичности, а тут вдруг стал главными спикером с беларусской стороны по очень щекотливому вопросу.
После выборов вектор беларусской пропаганды изменился, и Россия из объекта критики вновь стала лучшим другом, а Лукашенко 3 сентября отправил Равкова в отставку.
BY – отсюда российские журналисты берут информацию об альтернативных кандидатах в президенты (беларусские госСМИ их практически игнорируют), предвыборных митингах и акциях протеста, дополнительные сведения о том, где и как жили перед задержанием 33 предполагаемых «вагнеровцев».
Фокус на героях публикаций.
В общей сложности при освещении интеграционной тематики в июне в исследованных беларусских медиа упоминались 333 персон, в российских – 390.
В этой категории учитывались любые упоминания в текстах людей, которые можно идентифицировать по имени и фамилии, а не только тех, на кого направлен фокус публикации, а также не давалось оценки кто из героев играет большую или меньшую роль в истории.
Значение определяется по количеству документов с упоминанием той или иной персоны за указанный период (единица анализа).
Сравним частотность.
В исследованных публикациях по тематике беларусско-российских отношений в июле получился разный набор упоминаемых персон в беларусских и российских СМИ.
Это объясняется в частности методом отбора, так как мы исследовали как беларусские СМИ пишут по российской внутренней повестке и наоборот.
Таким образом в беларусских СМИ среди топ-персон оказались те, кто комментировал «дело ЧВК «Вагнера», а также главы правительств двух стран Роман Головченко и Михаил Мишустин – они вели переговоры между собой.
Первый зарубежный визит после начала пандемиии COVID-19 российский премьер-министр Михаил Мишустин сделал в Беларусь.
Общие слова по итогам переговоров лучились оптимизмом, но конкретных достижений названо не было.
В июле осталось незамеченным массовыми СМИ решение России ограничить внешние лимиты для основанных российскими банками белорусских банков.
После президентских выборов в Беларуси наоборот массовые СМИ писали о просьбе Мишустина расширить внешние лимиты для этих банков – это преподносилось как косвенная поддержка режима Лукашенко (это тема для отдельного исследования).
Если же говорить об упоминаемых персонах в российских СМИ, то в июле, как и в июне, трехпроцентный барьер по частотности упоминания в российских СМИ из беларусских деятелей преодолели исключительно участники избирательной кампании, а также российских посол Дмитрий Мезенцев.
Фокус на транслируемых идеях.
В беларусских СМИ среди частотных нарративов транслируется кремлевский нарратив о «безосновательном задержании россиян в Минске», в то время как в российских – беларусский нарратив «более 200 боевиков ЧВК Вагнера заброшены в Беларусь с целью дестабилизации обстановки в период избирательной кампании».
В беларусском случае на частотность повлияло присутствие в качестве беларусского СМИ портала «Спутник Беларусь» (принадлежит МИА «Россия сегодня»).
В российских СМИ почти в каждой публикации цитировалось агентство БЕЛТА, что дало высокую частотность нарративу, а вот российские официальные лица забрасывали информационное пространство разными взаимоисключающими версиями о причинах приезда задержанных 33 российских граждан в Беларусь (например, посол Мезенцев говорил, что у них есть разрешение на работу в Беларуси и что они едут транзитом через Беларусь и просто опоздали на самолет).
В июле маргинальным был нарратив, что речь идет о «провокация третьей страны» (намек на спецслужбы Украины и США).
Когда же 14 августа «бойцы ЧВК Вагнера» вернулись в Россию, с такой версией выступили официальные лица Беларуси и России.
В целом же можно отметить, что в июле по исследуемой тематике в беларусских СМИ транслировались «меркантильные» нарративы, а в российских – политические.
Президентские выборы в беларусско-российском контексте и споры по газу.
Если сгруппировать менее частотные нарративы по более широким темам, то видно, что в июле несмотря на общее напряжение в отношения между Минском и Москвой, в российских медиа преобладали нарративы с позитивной коннотацией о Лукашенко и Беларуси (8,1% против 4,4% – с негативной).
В беларусских медиа соотношение оказалось противоположным (40,6% – негативно о России, 24% – позитивно).
По сравнением с июнем направленность данных нарративов в беларусских и российских СМИ поменялись на свою противоположность.
Павлюк Быковский.
* 626 публикации в 13 беларусских медиа («Беларусь 1», «Белсат TV», БелТА, «КП Беларусь», «Наша ніва», ОНТ, «СБ.
Беларусь сегодня», «Спутник Беларусь», СТВ, Euroradio, Naviny.
by, Onliner, TUT.
BY) и 891 публикации в 13 российском медиа («Ведомости», «Вести.
ру», «Эхо Москвы», Lenta.
ru, Tj).
Среди исследованных публикаций беларусских медиа наибольшее число было у изданий «Спутник Беларусь» (19,6% от всех публикаций), БелТА (16,3%) и TUT.
Постоянный мониторинг беларусских медиа в данном исследовании включает 4 телеканала и 9 онлайн-медиа (Список беларусских медиа в см.
приложении 5).
Это связано с разницей в задачах, выборке и методологии: в первом случае фиксируются нарративы каждой новости, а во втором — нарративы только новостей с манипуляциями, к тому же анализируется разный набор медиа.