ДУНАЕВСКИЙ ИСААК. Композитор Исаак Дунаевский восхищал людей музыкой и отпугивал своим характером
ДУНАЕВСКИЙ ИСААК. Композитор Исаак Дунаевский восхищал людей музыкой и отпугивал своим характером

ДУНАЕВСКИЙ ИСААК. Композитор Исаак Дунаевский восхищал людей музыкой и отпугивал своим характером

Вехи истории в именах.

Исаак (он же Шумня или Ицхок-Бер) родился 30 января 1900 года в украинском городке Лохвица (ныне Полтавская область) в семье мелкого банковского служащего Цале-Йосефа Симоновича и Розалии Исааковны Дунаевских.

Двойное имя отца послужило основой для отчества будущего композитора – Осипович.

Семья была музыкальной: дед служил кантором, мать играла на фортепиано и пела, 5 братьев Исаака тоже стали музыкантами.

Сам он с детства проявил незаурядные музыкальные способности, с 8-летнего возраста брал уроки скрипки.

Когда семья в 1910 году переехала в Харьков, Исаака отдали учиться одновременно в гимназию и консерваторию.

Гимназию он окончил в 1918 году с золотой медалью, годом позже закончил консерваторию и устроился в оркестр Харьковского русского драматического театра.

Будущий композитор уже тогда понял и навсегда усвоил, что в любом сценическом жанре характер и стиль музыки определяются идеей произведения, для которого музыка создается.

Создание музыки, помогающей действию и даже развивающей его, стало законом в творчестве молодого композитора.

Музыкант обратил на себя внимание режиссера театра Синельникова, и вскоре Дунаевскому было предложено написать музыку к одному из спектаклей, дебют молодого автора был удачен.

В 1924-ом Дунаевский приехал в Москву, два года заведовал музыкальной частью в эстрадном театре “Эрмитаж”, затем еще три года в Московском театре сатиры.

Там были поставлены его первые оперетты “Ножи” и “Женихи”.

Последняя с огромным успехом прошла в Московском театре оперетты в 1927 году, по сути, это было началом рождения советской оперетты.

В 1929 году Дунаевского пригласили работать в Ленинград, где только что открылся эстрадный театр “Мюзик-холл”.

В 1932 году молодой композитор впервые соприкоснулся со звуковым кинематографом, написав музыку к малоизвестным теперь фильмам “Первый взвод”, “Дважды рожденный” и “Огни”.

Громкая слава к композитору пришла в 1934-м, когда на экраны страны вышел фильм “Веселые ребята” с его музыкой.

В августе 1932 года создатель будущих советских музыкальных кинокомедий Григорий Александров возвратился в Москву после работы в Европе, Америке и Мексике.

Его не оставляла мысль о создании комедийного музыкального фильма.

Встреча с Дунаевским состоялась на квартире Утесова.

Тогда, еще до готового сценария, Дунаевский сыграл на рояле музыку, которую режиссер сходу одобрил.

Для фильма композитор написал около двадцати различных музыкальных номеров: песни Анюты и Кости, галоп, скрипичный урок, нашествие стада на виллу, танго, вальс, сцену “музыкальной драки”, частушки, мультипликационные заставки и т.

Кстати, Леонид Утесов вспоминал, что он никогда не упускал возможности послушать игру Дунаевского: “Музыку Дунаевского любят все, но тот, кто не сидел с ним у рояля, не может себе полностью представить всю степень дарования этого поистине замечательного музыканта”.

Особенно популярной в Венеции стала песня на музыку Дунаевского “Марш веселых ребят”, переведенная на итальянский язык.

Маленькие оркестры, неаполитанские ансамбли с увлечением играли в своем изложении не только “Марш веселых ребят”, но и написанную в ритме, близком неаполитанским мелодиям, песню Кости.

В 1935 году Дунаевский получил приглашение от “Мосфильма” принять участие в создании приключенческого фильма “Дети капитана Гранта”.

“Когда я вспоминаю музыку к фильму “Дети капитана Гранта”, – писал позже Дмитрий Шостакович, – я не могу не испытывать сожаления по поводу того, что блестящая увертюра к картине, открывшая новую сторону таланта композитора, не повлекла за собой продолжения работы в этом плане.

Эта увертюра – симфоническое произведение большого накала и темперамента”.

Таким образом, Дмитрий Шостакович подчеркнул, что с точки зрения большого искусства эта работа Дунаевского стала вершиной его творчества, в целом являющегося достаточно “попсовым”.

Затем последовали ленты “Цирк”(1936) и “Волга-Волга” (1938).

С 1937 по 1941 годы Дунаевский возглавлял Ленинградский союз композиторов.

Во время Великой Отечественной войны был художественным руководителем ансамбля песни и пляски железнодорожников, с которым исколесил всю страну.

После войны Дунаевский среди прочего написал оперетты “Вольный ветер” и “Белая акация”.

А в 1950-м композитора ждал грандиозный успех после выхода фильма Ивана Пырьева “Кубанские казаки”: песня “Каким ты был…” стала всенародным шлягером, а сам композитор и режиссер в 1951-м были удостоены Сталинской премии (для Дунаевского это была уже вторая, первую он получил в 1941-м).

Вообще Исаак Дунаевский является автором 11 оперетт, 3 балетов, музыки к 28 кинофильмам и более 100 песен.

Скончался от сердечного приступа 25 июля 1955 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Правда, существует неподтвержденная версия о самоубийстве Дунаевского.

В последние годы жизни, по мнению многих его современников, композитор был излишне заносчив и публично не совсем адекватно критиковал коллег по цеху.

Те, естественно, в долгу не оставались.

При этом все дружно с творческим компроматом апеллировали к “линии партии”, что в любой момент могло окончиться трагически для одной из сторон.

Якобы после очередного конфликта у Дунаевского и не выдержали то ли сердце, то ли психика.

Впрочем, современники отрицают возможность суицида, как позже вспоминал, например, композитор Никита Богословский: “Никакого самоубийства.

С Исааком все было просто.

Мы приехали к нему за полчаса до случившегося.

Он шел из столовой на кухню, чтобы принять лекарство.

Упал и умер.

Вот и все”.

Исаак Дунаевский был женат с 1925 года на Зинаиде Судейкиной, в 1932 году у них родился сын Евгений.

В 1945-м у композитора от гражданской жены Зои Пашковой родился сын Максим.

Сыновья Дунаевского – также известные деятели искусства.

Евгений Дунаевский, умерший в 2000-м, был ярким и самобытным московским художником-“станковистом”.

Максим Дунаевский продолжил дело отца и среди прочего написал музыку к кинофильмам “Д’Артаньян и три мушкетёра”, “Мэри Поппинс” и т.

Подготовил Виктор БЕРЕЖНОЙ.

Источник материала
loader
loader