/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F209%2Fcba441fcd331420184f2a6ff0a07a48a.jpg)
Россия остается для НАТО источником глубокого геополитического вызова
Как сообщает Укринформ, такой вывод содержится в аналитическом докладе «НАТО 2030», который был подготовлен группой ведущих экспертов и ученых по поручению Генерального секретаря Альянса.
«В евроатлантическом пространстве глубокий геополитический вызов исходит от России. Хотя Россия в экономическом и социальном измерении теряет мощность, она доказала свою способность к территориальной агрессии, и скорее всего, будет оставаться главной угрозой, которая будет появляться перед НАТО в течение следующего десятилетия», - говорится в документе.
Как отмечают эксперты, Россия поддерживает мощный военный и ядерный арсеналы, угрожающие территории НАТО, что особенно ощутимо на Восточном фланге. Альянс достиг прогресса в устранении недостатков в политике сдерживания и обороны на этом фланге, который должен оставаться приоритетом в дальнейшем развитии. Россия также угрожает НАТО некинетическом измерении с использованием гибридных средств, которые размывают границу между войной и миром.
«Попытки НАТО построить содержательное партнерство и привлечь Россию к формированию архитектуры евроатлантической безопасности в период после холодной войны, были отвергнуты. В 2014 году Россия незаконно и необоснованно аннексировала Крым, вторглась и оккупировала часть Восточной Украины. Российские власти стремится к гегемонии над бывшими советскими государствами, подрывая их суверенитет и территориальную целостность, пытаясь таким образом заблокировать путь этих государств в продвижении к НАТО», - отмечают эксперты.
Документ констатирует: по мере того, как российская агрессия в Украине и в Грузии продолжается, агрессивное поведение России приобрело новый испульс в высоких широтах Севера и в Северной Атлантике. Это сопровождается наращиванием военно-воздушных и военно-морских возможностей РФ в Баренцевом море, на Балтике, на Черном море, а также в Средиземноморье. В последних трех из перечисленных регионов Россия размещает заградительные средства, развивает гибридные боевые способности, угрожает энергетической и другой критической инфраструктуре.
Параллельно Россия пытается создавать сателлитные или зависимые государства вблизи территории стран НАТО, включая так называемые «замороженные» конфликты, а также нарушает режим по контролю над вооружениями, что уже привело к разрушению ДРМСД. Россия также пыталась установить присутствие в Средиземноморском бассейне и в Африке, включая использование своих сторонников и российских частных военных компаний.
В дополнение к обычным военным угрозам, Россия разворачивает широкий гибридный набор инструментов, включая кибернетические угрозы, заказаные убийства и отравления с использованием химического оружия, политическое принуждение и другие методы, которые нарушают суверенитет союзников.
Как говорится в докладе, распространение гибридных методов привело к размыванию традиционных границ конфликтов, к противопоставлению внутренней и внешней безопасности. Была также размыта грань между гражданским населением и комбатантами путем использования сторонников и частных военных компаний, дезинформации и диверсий.
Исследователи приходят к выводу: все это, а также гибридная деятельность террористических организаций, - нацелены ослабить и разделить союзников изнутри путем подрыва социального равенства и самого образа жизни. Таким образом, НАТО придется тратить больший объем времени для развития политических и неполитических средств для противодействия гибридным угрозам и возможностям, а также в борьбе с дезинформацией.
Как сообщал Укринформ, по решению лидеров стран-союзниц во время саммита в Уэльсе в 2019 году руководящие структуры НАТО начали разрабатывать программу адаптации Альянса к новым угрозам в течение следующего десятилетия. Результатом стало появление стратегия «НАТО 2030», которая была разработана с участием стран-членов и академического сообщества.
Она предусматривает перспективные направления развития оборонного альянса и его возможностей в противодействии как традиционным, так и новейшим угрозам, связанным с бурным развитием технологий и искусственного интеллекта.

