«18-летний олигарх» и «Беглецы»: ненародные сериалы «Квартала 95»
«18-летний олигарх» и «Беглецы»: ненародные сериалы «Квартала 95»

«18-летний олигарх» и «Беглецы»: ненародные сериалы «Квартала 95»

«18-летний олигарх» и «Беглецы»: ненародные сериалы «Квартала 95»

 Прошлым летом студия «Квартал 95» пообещала снять по заказу канала «Украина» четыре мини-сериала в жанре комедийной мелодрамы. По словам руководителя студии Бориса Шефира, на эксперимент с жанрами компанию, специализирующуюся на комедиях в чистом виде, вдохновил успех сериала «Семья на год» (2019), также вышедшего на канале «Украина».

В последний день 2020-го состоялась премьера сразу двух из обещанных четырехсериек: «18-летний олигарх» и «Беглецы». В них мы увидели махровые советские штампы вроде «смычки города и деревни» и «важности семьи как ячейки общества». И укрепились во мнении, что сценаристы «Квартала 95» как-то «страшно далеки от народа».

Главный герой сериала «18-летний олигарх» — генеральный директор крупной компании Эдуард Аркадьевич Шпинарев, язвительный и довольно заносчивый тип в исполнении Ивана Оганесяна. Сразу после своего 45-го дня рождения Эдик узнает две пренеприятнейшие новости: он неизлечимо болен и жена Милена ему изменяет. Оставлять этой мегере бизнес — единственное и любимое детище — Шпинарев не хочет, а потому срочно вспоминает, что где-то в глухом селе проживает еще одно детище, дочь Леся (Ирина Гришак). Герой отправляется на место и предлагает ей стать наследницей. Леся в свои 18 давно ведет самостоятельную жизнь фермера, так как мама отбыла на заработки за границу. Поэтому бросившему ее в нужде папаше отказывает в грубой форме. Приходится заключать сделку: Леся исполняет роль любящей дочери в совете директоров его компании, а взамен получает недостающую для ведения сельского хозяйства технику.

Перебравшись в город, сельская барышня постепенно привязывается к отцу и помогает ему разобраться с врагами и с самим собой. Болезненные внутренние трансформации героев происходят на фоне интриг и предательства окружающих, а также постепенного угасания главного героя. Так что зрители, которые купились на слово «комедия» в аннотации к сериалу, могут быть неприятно удивлены. От комедии здесь только полторы шутки в духе: «Он директор компании "Гея"». «Какого гея?».

Мелодрамы, а местами просто драмы, значительно больше. Главный герой, как и было обещано, умирает. А главный антагонист и вовсе оказывается безнаказанным, так что хэппи-энд относительный. Такое ощущение, что составители сетки вещания канала «Украины» тоже не до конца поняли, что представляет из себя «комедийная мелодрама» в трактовке «Квартала 95».

Квартальцы попытались объяснить появление сериала в праздничный день тем, что у ленты «очень новогодний настрой». «Хоть события историй происходят не на Новый год, … они о настоящей сказке, любви, прощении и поисках себя. Глядя на наших героев, зрители во многом узнают себя и получат советы, как улучшить свою жизнь и отношения с близкими», — процитировала пресс-служба «Квартала 95» сценариста сериалов Александра Щура.

Только примерить на себя опыт героев для улучшения отношений с близкими зрители вряд ли смогут: все герои слишком преуспевающие — и с ними сложно ассоциировать себя зрителям канала «Украина». Зачем сценаристам понадобилось так сильно отрывать героев от народа, неясно. Все те же измены, предательства партнеров, метания между шарлатанами в надежде на чудесное излечение и мечты о полноценной любящей семье случаются и у не-миллионеров. А успех проекта, как показали все главные хиты «Квартала 95», основывается именно на том, что герои должны быть «свои в доску». Вишенкой на торте, демонстрирующей плохую осведомленность создателей и заказчиков сериала о народных настроениях, стало название. «Олигарх», товарищи, в современных реалиях — ругательство. Как «буржуй» по-старосоветски. И сочувствовать олигарху, даже если несчастному стукнуло всего 18, никто не будет.

С «Беглецами» проще. Тут и мелодрамы значительно меньше (строго говоря, почти нет), и положение героев пониже, хотя тоже не без столичного шика, и название ленты нейтральное.

По сюжету Виктория Сергеевна Гуманная (Нина Гогаева) работает юристом в крупном банке и вскрывает аферу, в которой замешан директор учреждения и еще какие-то могущественные шишки. Злоумышленники решают помеху в лице Вики устранить — или просто убить, или надавить угрозами родным и близким. Поэтому Гуманные в полном составе — Виктория, ее супруг, свободный художник Ярослав (Андрей Саминин), дочь-студентка Лиза и сын-школьник Тимофей вынуждены прятаться. С помощью давнего поклонника Виктории, работающего в правоохранительных органах, они сбегают в провинциальный городок Счастливое с фальшивыми документами. Оказавшись вдали от привычной жизни и даже, о ужас, без телефонов и интернета, Гуманные сначала ругаются между собой, конфликтуют с местными и проклинают дыру, в которой оказались. Но довольно быстро меняют концепцию и со скуки начинают облагораживать пространство. Мама сажает цветы и бескорыстно помогает соседям юридическими консультациями, папа пишет мурал, «инстаграмная» дочь перешивает старые вещи, а младшенький популяризирует местную школу. При поддержке жителей Счастливого Гуманные берутся за большое дело: спасти экологию городка, который заваливает мусором мэр-коррупционер.

Параллельно главные герои пересматривают отношения внутри семьи. Так как Виктория занимает высокую должность и много трудится, когда-то давно она вынуждена была поменяться с Ярославом традиционными гендерными ролями. По прежнему месту жительства отец семейства развозил детей по учебным заведениям, готовил еду и мыл посуду, а мать строила карьеру и зарабатывала деньги. Как выясняется, это никому из домочадцев не нравилось: сын откровенно стыдится немужественного родителя, дочери не хватает «женского» внимания мамы, а самому Ярославу не достает супружеской любви и ласки. К счастью всех домочадцев, Виктория Сергеевна, которую раньше, по-видимому, все устраивало, в сельских пейзажах прозревает и осознает, что ей тоже многого не хватало. Она бросается восполнять пробелы, делая дочери прически и готовя замысловатые блюда. Дети счастливы, а папа становится настоящим мужиком — снимает гламурный шарф художника и бьет морды всем недругам.

Возможно, часть аудитории поддержит откровенное заигрывание «Квартала 95» с ценностями середины прошлого века. А ведь в жизни возможны варианты. И чем их больше, тем свободнее общество.

Но приз зрительских симпатий рискует уплыть от «Беглецов» по гораздо более прозаической причине. В сериале нет хороших шуток. Героев, вызывающих безусловную симпатию, тоже. А то, что главная героиня в итоге стала мэром Счастливого, победила коррупцию, спасла город от мусора и увеличила финансирование бедствующей местной школы… Ну так в этом ничего нового. Чтобы победить протест, нужно его возглавить.

Фото: канал «Украина» 

Думки, висловлені в рубриці Column, передають виключно погляди самих авторів і можуть не збігатися з позицією редакції «Детектора медіа». Тексти авторських колонок суб'єктивні та не претендують на всебічне висвітлення теми.
Источник материала
loader
loader