Проект Закона №3623 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно учета трудовой деятельности сотрудника в электронной форме" был принят 5 февраля 2021 года во втором чтении. "КП" в Украине" прояснила ответы на несколько самых популярных вопросов об "электронных трудовых".
1. Действительно ли они не нужны?
В Украине об отмене трудовых книжек заговорили еще в 2015-м - тогда Кабмин предложил Раде заменить трудовые книжки электронными записями. Все эти годы чиновники не устают повторять: в стране есть единая база данных, в которой содержится вся информация об официальном трудоустройстве украинцев, начиная с 2000 года. А информация в трудовой книжке просто дублирует эти данные.
Надо сказать, что бумажная трудовая книжка действительно выглядит в наше компьютеризированное время каким-то анахронизмом. И если 30-40 лет назад она была обязательной при приеме на работу, то сейчас все чаще на работу принимают без трудовой – по контракту.
2. А как же пенсия?
Трудовая книжка нам нужна не столько для того, чтобы показывать ее работодателям, сколько на перспективу, чтобы при оформлении пенсии доказать наличие трудового стажа, полученного до 2004 года.
Напомним, что в 2004 году в результате пенсионной реформы изменился порядок начисления пособий для граждан. Во время расчетов стали принимать во внимание не количество отработанных лет, а размер и период уплаты ЕСВ работодателями за своих работников – то есть страховой стаж. При этом стаж, полученный до 2004 года, также считается страховым.
То есть, с 1 января 2004 года, с момента вступления в силу Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" для назначения пенсии значение имеет исключительно страховой стаж. А до 1 января 2004 года учитывается весь трудовой стаж, подтвержденный соответствующими документами, основным из которых является трудовая книжка.
Авторы документа говорят и о другом существенном плюсе нововведения. Дело в том, что хранение информации о трудовой деятельности сотрудника в электронной форме обеспечит необходимые условия для внедрения автоматического назначения пенсий и социальных выплат. В частности, новый закон предусматривает возможность автоматического назначения пенсии без личного присутствия человека с сохранением за ним права отсрочки выхода на пенсию. При этом, если человек перенес назначение пенсии и продолжает состоять в трудовых отношениях, размер его пенсии повышается. В рамках автоматического назначения пенсий также предусмотрена возможность определить с помощью программного обеспечения Государственного реестра наиболее выгодного варианта для назначения пенсии, включая дату такого назначения.
3. С чем приходить устраиваться на работу?
В связи с принятым законом украинцам при трудоустройстве не придется подавать трудовую книжку, а работодателям не надо будет ее проверять и хранить. Если же работодателю важно убедиться, что предыдущим местом работы кандидата была конкретная компания, которую тот указал в своем резюме, он может попросить соискателя предоставить копию трудового договора с предыдущего места работы.
Правда, сами работодатели считают, что для них такая система – лишняя головная боль, и тут законодатели немного недоработали. Ведь ни копия, ни даже оригинал трудового договора не расскажут о том, сколько человек проработал на конкретной должности – 2 месяца или 5 лет, или, например, какова причина увольнения. А наш человек любит иногда приврать – естественно, в свою пользу. Так что выбор у работодателя в этом случае невелик: либо верить соискателю на слово, либо привлекать для проверки службу безопасности, а это – дополнительные расходы.
4. Кто будет вносить сведения из бумажных книжек в реестр?
Законом предусмотрено, что внесение сведений о трудовой деятельности в Государственный реестр через веб-портал электронных услуг Пенсионного фонда Украины в виде сканированных или оцифрованных копий предусмотренных законодательством документов (трудовой книжки, справок и т.д.), осуществляется работником и работодателем с обязательным наложением электронной подписи.
Кстати, с процессом переноса данных можно не торопиться – в законе говорится о пятилетнем переходном периоде.
5. Что будет с бумажными трудовыми книжками?
После внесения сведений о трудовой деятельности работника в Госреестр, работодатель обязан выдать оригинал бумажной трудовой книжки на руки сотруднику под подпись. При этом закон предусматривает, что по требованию сотрудника работодатель обязан вносить в бумажную книжку записи о приеме на работу, переводах и увольнении.
КОМПЕТЕНТНО
"Не торопитесь избавляться от бумажной версии"
|
Несмотря на все вышесказанное, основатель компании World Staff Виталий Михайлов не советует торопиться избавляться от бумажной версии трудовой книжки.
- Трудовая книжка нужна для начисления пенсии прежде всего тем, кто имеет трудовой стаж до вступления в силу закона об общеобязательном государственном пенсионном страховании, - говорит эксперт. – Да, к бумажным записям 90-х есть определенные вопросы: во многих случаях их подтвердить просто невозможно, поскольку предприятия тогда открывались и закрывались очень быстро. Но даже при таких сомнениях в правдивости записей, бумажная трудовая нередко является единственным документом, подтверждающим трудовой стаж. К тому же пока непонятно, как быстро записи из трудовых будут перенесены в электронный формат и не исчезнет ли эта информация, скажем, при сбое системы.
Учитывая, что самим законом предусмотрен пятилетний переходный период для включения в Госреестр сведений о трудовой деятельности сотрудника из бумажных трудовых книжек, процесс переход будет небыстрым. А на протяжении всего это времени, говорится в законе, для получения информации будут использоваться как бумажная трудовая книжка, так и электронная форма сведений в Госреестре.
Так что, резюмировал Виталий Михайлов, избавляться от бумажной трудовой пока не стоит, тем более, что она занимает не так уж много места.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ