"Проект закона авторства Кабмина, анонсированный как таковой, который должен решить проблемные моменты в связи с решением КСУ относительно НАБУ, на самом деле открывает возможности для полной перезагрузки института и лишения его институциональной независимости", - говорится в сообщении.
Отмечается, что анализ документа показывает, что «контрольный пакет» голосов в составе конкурсной комиссии по отбору директора НАБУ фактически получает Кабмин, который, кроме трех представителей от себя, назначает еще трех из списка, представленного донорами. "Однако окончательное решение - за КМУ, высшее звено которого, напомним, составляют лица, подследственные НАБУ", - отметили в бюро.
В НАБУ обращают внимание, что окончательное решение относительно состава комиссии внешнего контроля по проведению ежегодного аудита также полностью отдается Кабинета Министров.
"Изменение статуса НАБУ - с правоохранительного на центральный орган исполнительной власти со специальным статусом - влечет за собой вопрос решения трудовых отношений с сотрудниками НАБУ, отобранных на должности по результатам открытого конкурса. Учитывая реалии последнего времени, есть вероятность, что реорганизацию могут использовать как повод для изменения кадрового состава, который является самым ценным ресурсом в противодействии и борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти в государстве", - считают в ведомстве.
Как сообщалось, В Верховной Раде появился текст правительственного законопроекта №5070 о приведении статуса НАБУ в соответствие с требованиями Конституции.
Как говорится в пояснительной записке, законопроект предлагает внести изменения в отдельные статьи закона о НАБУ, а также законов о государственной службе и закона о СНБО.
Среди прочего, документ предусматривает изменение статуса НАБУ на центральный орган исполнительной власти со специальным статусом, установление взаимодействия бюро с правительством и центральными органами исполнительной власти с целью предотвращения вмешательства в его деятельность, предоставляет Кабмину полномочия назначать и увольнять директора НАБУ, определяет порядок проведения конкурсного отбора директора бюро.
В этой части говорится, что отбор организует и проводит соответствующая конкурсная комиссия, которая формируется из девяти человек, из которых три человека определяются СНБО, три человека определяются КМУ, и три человека - определяются правительством на основании предложений доноров, предоставлявших Украине международную техническую помощь в предотвращении и противодействии коррупции.
Также, как говорится в пояснительной записке, законопроект определяет, что внешнюю оценку эффективности деятельности НАБУ проводит комиссия в составе трех лиц, определенных КМУ на основании предложений доноров, предоставлявших Украине международную техническую помощь в предотвращении и противодействии коррупции.
Кроме того, с целью обеспечения непрерывности в деятельности органа и надлежащего выполнения возложенных на него функций проектом закона предлагается предусмотреть, что лицо, которое по состоянию на день вступления в силу данного закона занимает должность первого заместителя директора НАБУ, осуществляет все полномочия директора бюро до момента его назначения.
Отмечается также, что законопроект не требует проведения публичных консультаций с общественностью, а также в нем отсутствуют положения, касающиеся обязательств Украины в сфере европейской интеграции.
Авторы считают, что принятие этого законопроекта позволит выполнить решение Конституционного Суда Украины, устранив несоответствие некоторых положений закона о НАБУ и обеспечит непрерывность деятельности бюро и сохранит его гарантии независимости.
Министр юстиции Денис Малюська сообщил в Фейсбуке, что Кабинет Министров разработал проект закона, который предоставляет НАБУ статус органа исполнительной власти и новую процедуру избрания директора.
В ноябре прошлого года в Верховной Раде зарегистрировали проект закона "О внесении изменений в Закон Украины "О Национальном антикоррупционном бюро Украины", внесенный Кабинетом Министров, который предусматривает изменение процедуры назначения и увольнения директора НАБУ.
Большая палата Конституционного Суда 16 сентября 2020 года признала неконституционными отдельные положения закона о НАБУ в части полномочий президента назначать директора бюро.
Перед этим, 28 августа, КС признал неконституционным Указ Президента о назначении Артема Сытника директором НАБУ по делу по представлению 50 народных депутатов.