Как передает Укринформ, об этом в интервью «НВ» заявил Юрий Шоломицкий, руководитель Центра макроэкономического моделирования Киевской школы экономики.
По оценкам Киевской школы экономики (KSE), в 2020 году доля «Большого строительства» составляла около 1,5% ВВП Украины.
«Если мы определяем конечный рост как сумму факторов или событий, которые влекут ВВП вниз или вверх, то среди факторов роста было «Большое строительство». В то время как локдауны и падение внешнего спроса тянули экономику вниз», - рассказал эксперт.
Особенности украинской экономики делают инвестиции в инфраструктуру одним из самых эффективных способов оживления экономической деятельности в Украине, отметил Шоломицкий.
По его мнению, этим Украина отличается от развитых стран - там основу экономики составляют компании, которые производят высокотехнологичные дорогие товары с высокой ценностью и предоставляют услуги, и прежде всего в их поддержку нацелены правительства. В то же время инфраструктура там уже на высоком уровне, поэтому значительного положительного эффекта ремонт дорог не дает.
«Украина относится к странам с низким доходом, и для нас такие подходы не работают. Помогать крупным компаниям, как это делают развитые страны, не получится. Наши компании не рыночные, обычно не имеют акционерного капитала в продаже, стоимость этих компаний неизвестна», - сказал Шоломицкий.
Кроме этого, увеличение расходов на дороги создает условия для выплаты частей государственного долга. Как пояснил эксперт, расходы на инфраструктурные работы увеличивают госдолг, однако программы, аналогичные «Большому строительству», создают долгосрочный положительный эффект, который облегчит выплату Украиной государственного долга и кредитов.
«Существуют долгосрочные эффекты от строительства дорог, которые позволяют улучшить сообщение в Украине. Это однозначное положительное влияние на транспортную отрасль, мобильность внутри страны, усиление возможностей как важного звена в рамках мощных мировых транспортных коридоров. Такие положительные эффекты могут перевесить последствия обслуживания государственного долга», - считает эксперт.
Как сообщалось, заместитель главы Офиса Президента Кирилл Тимошенко заявил, что программа «Большое строительство» в 2021 году расширяется: помимо развития дорог и социальной инфраструктуры, планируется развитие региональных аэропортов, реставрация культурного наследия и много других проектов.