Довели до банкротства: как в Украине уничтожают предприятия по ремонту дорог/Как доведенный до преднамеренного банкротства Киевский "Облдорупр" борется за выживание с "надзирателями" с Укравтодора
Довели до банкротства: как в Украине уничтожают предприятия по ремонту дорог/Как доведенный до преднамеренного банкротства Киевский "Облдорупр" борется за выживание с "надзирателями" с Укравтодора

Довели до банкротства: как в Украине уничтожают предприятия по ремонту дорог/Как доведенный до преднамеренного банкротства Киевский "Облдорупр" борется за выживание с "надзирателями" с Укравтодора

Доведенное до банкротства во времена Януковича Государственное предприятие "Киевский Облдорупр" пытается восстановить платежеспособность. И потенциал для этого у него есть, ведь проведенный Минюстом анализ свидетельствует о том, что его банкротство было организовано специально, причем лицами, связанными с непосредственным формальным собственником предприятия - Укравтодором. Однако из предприятия, которое и сейчас имеет достаточно ресурсов, чтобы восстановить платежеспособность, продолжают "вымывать" активы.

ГП "Киевский Облдорупр", одна из ведущих ранее дорожных строительных компаний, является дочерним предприятием АО "ГАК "Автомобильные дороги Украины" и входит в систему Укравтодора.

В середине 2000-х ГП "Киевский Облдорупр" был одним из главных игроков на рынке услуг по ремонту и обслуживанию дорог Киевской области. Ежегодный чистый доход от выполнения работ и оказания услуг предприятием превышал 350 млн грн. Однако 9 сентября 2011 года Хозяйственным судом Киева было открыто производство по делу о банкротстве ГП "Киевский Облдорупр". В 2013 году государственное предприятие вошло в санацию, и остается на этом этапе банкротства и на сегодняшний день, хотя и имеет потенциал для восстановления платежеспособности. Факты свидетельствуют о том, что происходит это из-за заинтересованности отдельных лиц с АО "ГАК" Автомобильные дороги Украины "и Укравтодора.

Обратил внимание на эту ситуацию Денис Серебренников, который был назначен управляющим санацией ГП "Киевский Облдорупр" в конце 2019 года. После ознакомления с фактическим состоянием дел на предприятии, он заподозрил, что с причинами и самой процедурой банкротства что-то не так, и инициировал проведение Министерством юстиции Украины анализа финансово-хозяйственного состояния ГП "Киевский Облдорупр" касательно наличия признаков фиктивного банкротства, доведения до банкротства, сокрытия устойчивой финансовой несостоятельности, незаконных действий в случае банкротства. Как оказалось позже, подозрения управляющего санацией были небезосновательны.

На основании постановления Хозяйственного суда города Киева, Министерством юстиции Украины был осуществлен соответствующий анализ и по его результатам в феврале 2021 года по ГП "Киевский Облдорупр" был получен отчет. Согласно предоставленному отчету, специалистами Минюста в действиях руководства ГП "Киевский Облдорупр" были выявлены признаки доведения до банкротства, предшествовавшие открытию производства о банкротстве.

В частности, как свидетельствует документ, руководством ГП перед началом процедуры банкротства был увеличен размер дебиторской задолженности одновременно с непогашением кредиторской задолженности, приняты нерациональные управленческие решения, которые негативно отразились на уставной деятельности предприятия, привели к возникновению финансовых потерь и убытков и, соответственно, к устойчивой финансовой несостоятельности предприятия.

Департамент по вопросам банкротства Минюста в своем отчете пришел к выводу, что следствием вышеупомянутых действий является причинение крупного материального ущерба кредиторам, что дает основания для вывода о наличии признаков по доведению до банкротства в действиях руководства ГП "Киевский Облдорупр", которое управляло предприятием до момента начала судебной процедуры банкротства.

Здесь стоит отметить, что, согласно Уставу ГП "Киевский Облдорупр", а также действующему законодательству, органами управления предприятия являются его основатель и исполнительный орган - директор. Поэтому, несмотря на организационную структуру и бюрократические отношения на предприятиях группы Укравтодора, директор без согласования своих действий с основателем не мог самостоятельно осуществлять значительные сделки.

Основателем же ГП "Киевский Облдорупр", как на момент открытия производства о банкротстве, так и на сегодняшний день, является АО "ГАК" Автомобильные дороги Украины".

"ГАК" Автомобильные дороги Украины "- это довольно интересное хозяйственное образование со своей спецификой, которое самостоятельно не выполняет работ и не предоставляет услуг, а действует через дочерние предприятия. Получается, что именно это предприятие, как основатель, с которым, согласно Уставу, в обязательном порядке согласовывались все решения директора ГП "Киевский Облдорупр", участвовало в сомнительных операциях, что в результате и привело к началу процедуры банкротства ГП "Киевский Облдорупр" в 2011 году.

В частности следует, что именно "ГАК" Автомобильные дороги Украины "фактически согласовало сомнительные договоры с векселями между ГП "Киевский Облдорупр" и контрагентами и, похоже, в дальнейшем у себя эти векселя просто "скрыло".

При этом инициирующим кредитором (собственно, инициатором банкротства) стало другое дочернее предприятие АО ГАК "Автомобильные дороги Украины"- ГП "Киевский Облавтодор", которое также не могло действовать без распоряжения и согласования своих действий с материнской компанией. Именно ГП "Киевский Облавтодор" , в свое время получило статус основного конкурсного кредитора ГП "Киевский Облдорупр", и теперь единолично продолжает контролировать комитет кредиторов.

Имея большинство голосов на комитете кредиторов, ГП "Киевский Облавтодор" принимает решение во время санации ГП "Киевский Облдорупр" фактически только в своих интересах или интересах АО "ГАК "Автомобильные дороги Украины" ("смотрителей" с Укравтодора) и других заинтересованных лиц. А меры, которые дали бы возможность финансово оздоровить ГП "Киевский Облдорупр" и повысить его платежеспособность - тотально игнорируются.

Вследствие изменений, внесенных в план санации в интересах ГП "Киевский Облавтодор" из ГП "Киевский Облдорупр" была уволена львиная доля работников (в частности, только в период с 1 апреля 2019 по 1 декабря 2019 было уволено более 800 человек), переданы лучшие основные средства в аренду ГП "Киевский Облавтодор" по ценам, вероятно, в десятки раз ниже рыночных. Из-за роста кредиторской задолженности и уменьшения производственных ресурсов, ГП "Киевский Облдорупр" фактически утратило возможность выполнять работы и оказывать услуги, предусмотренные Уставом.

С момента открытия производства о банкротстве финансовые результаты ГП "Киевский Облдорупр" только ухудшались. Как свидетельствует консолидированный баланс предприятия, по состоянию на конец 2020 года, непокрытый убыток предприятия превысил 244 млн грн, а совокупная кредиторская задолженность выросла до 242 млн грн, из которых 127 млн грн - задолженность по налогам и сборам, 14 млн грн задолженность по заработной плате и более 10 млн грн - задолженность перед Пенсионным фондом Украины.

Однако, несмотря на это все, в хозяйственном ведении ГП "Киевский Облдорупр" остается значительное количество ценных основных средств (производственных баз, другого недвижимого и движимого имущества) остаточной стоимостью около 100 млн. грн (и со значительно более высокой рыночной стоимостью). Также в пользовании ГП "Киевский Облдорупр" есть большие площади земельных участков.

Последние несколько месяцев Укравтодор и АО "ГАК" Автомобильные дороги Украины "продолжают действовать в том же направлении и пытаются вывести из хозяйственного ведения ГП" Киевский Облдорупр "дорогие основные средства (производственные базы) и оставить предприятие без активов и только с кредиторской задолженностью. В частности, 31 декабря 2020 года Укравтодор издал приказ, по которому определен перечень объектов, которые должны быть возвращены с хозяйственного ведения ГП "Киевский Облдорупр" на баланс АО "ГАК" Автомобильные дороги Украины". В этом документе определены основные производственные базы ГП "Киевский Облдорупр", которые являются достаточно ценными активами и основой для восстановления платежеспособности предприятия.

Однако, законность такого приказа вызывает сомнения, поскольку согласно ч. 4 ст 17 Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" (действующего в данной ситуации, в соответствии с Переходными положениями действующего Кодекса Украины по процедурам банкротства) со дня вынесения решения о санации: прекращаются полномочия органов управления должника - юридического лица, а полномочия органов управления передаются управляющему санацией.

Иначе говоря, Укравтодор пытается управлять там, где по закону этого не имеет права делать.

То есть, получается, что основатель предприятия, сначала доведя его банкротства, теперь пытается "приказами" вывести ценные основные средства, чтобы они не стали ни основой для восстановления платежеспособности, ни источником для расчетов с кредиторами (в том числе с государством в лице ГНС и бывшими работниками) при ликвидации.

Еще одним доказательством того, что ГП "Киевский Облдорупр" не дают восстановить платежеспособность, фактически, "свои же" - является то, что основным дебитором, который регулярно просрочивает платежи за выполненные работы, является Служба автомобильных дорог в Киевской области - структурное подразделение Укравтодора. Свежий пример - отказ Службы автомобильных дорог оплачивать ГП "Киевский Облдорупр" выполненные в 2018-2019 годах работы по эксплуатационному содержанию автомобильных дорог государственного значения на общую сумму почти 11 млн. грн. Лишь после победы в суде, благодаря усилиям Дениса Серебренникова и команды, в кассационной судебной инстанции ГП "Киевский Облдорупр" удалось добиться справедливости и получить от структурного подразделения Укравтодора честно заработанные денежные средства, которые будут использованы на погашение значительной части задолженности по заработной плате.

В целом, по предварительным подсчетам управляющего санацией, убытки от доведения до банкротства руководством ГП "Киевский Облдорупр" (а это, прежде всего, действия АО "ГАК" Автомобильные дороги Украины ") по состоянию на сегодняшний день, могут достигать уже около 202 млн. грн. В связи с этим управляющий санацией Денис Серебренников с целью защиты прав и интересов ГП "Киевский Облдорупр", трудового коллектива, кредиторов этого предприятия, в том числе государства, принял ряд мер с целью возмещения убытков, причиненных предприятию вследствие доведения его до банкротства руководством, среди которых:

- в Хозяйственный суд города Киева подано исковое заявление о признании противоправным с момента его принятия и отмены вышеупомянутого приказа Укравтодора "О прекращении права владения (пользования) объектами недвижимого имущества" ГП "Киевский Облдорупр" .

- в Хозяйственный суд города Киева подано исковое заявление о возмещении материального ущерба, а именно взыскание с АО "ГАК "Автомобильные дороги Украины" в пользу ГП "Киевский Облдорупр" убытков в размере 202,7 млн. грн.

- в правоохранительные органы направлено уведомление о преступлении (уголовное правонарушение), в котором управляющий санацией, в частности, просит внести сведения в ЕРДР по факту доведения до банкротства ГП "Киевский Облдорупр" руководством, предусмотренного ст. 219 Уголовного кодекса Украины, начать по данному заявлению досудебное расследование по совершению преступления и назначить судебно-экономическую экспертизу.

- отправлено обращение в Главное управление ГФС в городе Киеве и Главное управления ГНС в г. Киеве, как для крупнейших текущих кредиторов, представляющих интересы государства. с просьбой приобщиться к делу №910/3263/21 (в рамках дела о банкротстве №44 / 258-б), которое находится на рассмотрении в Хозяйственном суде Киева об отмене приказа Укравтодора.

"Борьба за выживание" некогда крупного предприятия продолжается.

Теги по теме
Киевская область Дороги Укравтодор
Источник материала
Поделиться сюжетом