Месяц локдауна снижает ВВП Украины примерно на 30-35 млрд грн. Как неожиданное ужесточение карантина, которое не учитывалось при планировании госбюджета на 2021-й год повлияет на курс гривны, розничные цены и экономику, разбирался Фокус.
В апреле 2021 года Украина обновила свои осенние рекорды по количеству украинцев, умерших от коронавируса в сутки и вышла на первое место по количеству госпитализированных на 1 млн населения в Европе. Это заставило власти снова вводить жесткие ограничения и даже останавливать транспорт. С 12 областями и Киевом в красной зоне Украина вошла в жесткий локдаун, сравнимый с тем, который действовал весной 2020 года. Характерно, что бюджетный прогноз на 2021 год предполагал отсутсвие еще одного локдауна. Как неожиданная для государства приостановка экономики повлияет на курс гривны, розничные цены и динамику ВВП, разбирался Фокус.
Как адаптивный карантин стал всеукраинским
"Несмотря на то, что формально локдаун не вводится на всей территории, основные бюджетообразующие области, в том числе, Киев, где для большинства граждан не работает общественный транспорт, включая метро, находятся в жестком локдауне", — отмечает Олег Пендзин, исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба.
То есть, нынешний локдаун по последствиям фатически равен всеукраинскому карантину.
Парадом ограничений, который охватил разные регионы, уже обеспокоились экспертные центры и бизнес-ассоциации. Аналитические центры, которые ранее участвовали в разработке модели адаптивного карантина, направили в связи с ужесточением карантина письмо в КГГА. Эксперты утверждают, что введенные дополнительные ограничения (недоступность транспорта для большинства граждан и др.) не улучшат эпидемиологическую ситуацию, а приведут к негативным последствиям для жителей столицы.
Как отмечают экономисты, неоправданно жесткий карантин весны 2020 года существенно уменьшил доверие к действиям власти и преждевременно исчерпал ресурс терпения и экономический запас прочности граждан. Но, чтобы не портить имидж власти накануне местных выборов, в Украине не предприняли никаких мер для остановки осенней волны эпидемии, а неоправданный локдаун в январе 2021 года помешал в феврале ввести предупредительные меры, чтобы пресечь распространение британского штамма COVID-19.
"Внедрение очередного жесткого карантина на пике эпидемии выглядит продолжением цепочки ошибок, которая уже стоила Украине тысяч жизней и десятков миллиардов гривен экономического ущерба", — утверждают аналитики.
Тем временем в Европейской бизнес ассоциации (ЕБА) призывают власти учесть опыт прошлогоднего локдауна, чтобы минимизировать потери бизнеса "от странных, неровных, неконтролируемых и нелогичных регуляций". В первую очередь, речь о пропусках для транспорта.
В ЕБА подчеркивают, что необходимо предусмотреть достаточное количество пропусков, чтобы компании, которые в них нуждаются, получили их своевременно и в нужном количестве. Однако в первые дни действия ограничений такие пропуска все еще продолжали выдавать, создавая неудобства работающим предприятиям.
Отдельно представители ЕБА обратились к органам местной власти, которые в случае попадания региона в "красную зону" могут вводить дополнительные меры.
"Важно, чтобы эти ограничения были логичными и реалистичными, ведь случаи странных регуляций уже имеют место, — отмечают в ЕБА. — В городе Новоград-Волынский на время карантина закрытыми должны быть даже продуктовые магазины".
Карантин и экономика: кто кого?
"Ну что, вспоминаем, какое предположение заложено в бюджетный прогноз ВВП-2021: отсутствие локдауна, — рассуждает на своей странице в Facebook Мария Репко, заместитель директора Центра экономической стратегии (ЦЕС). — Если будет локдаун, сопоставимый по сроку и жесткости с 2020 годом, прогноз роста оказывается под риском — а соответственно, и доходы бюджета".
По мнению Репко, если в прошлом году государство пережило карантин благодаря расширению низкого дефицита госбюджета, то в госбюджете этого года уже изначально заложен высокий дефицит, который повышать уже просто некуда.
В условиях карантина более всего страдают отрасли экономики, которые в своей деятельности плотно контактируют с населением — сфера развлечений, общественное питание, услуги, транспорт, непродовольственная розница. Но вместе с ними идет негативное влияние на отрасли, сотрудничающие с теми, кто в кризисе. Например, оптовая торговля продуктами питания, торговля на рынках, логистика – они получают в разы меньше заказов, их прибыль сжимается до минимума.
Как показывает опыт 2020 года, введение жесткого карантина негативно сказывается на розничном товарообороте. В апреле 2020 года по сравнению с предыдущим месяцем обороты розницы сократились на 23%.
Отчасти это стало следствием введенных ограничений для ритейлеров (закрытием ТРЦ, непродовольственных магазинов и т.п.). Но, как отмечает Олег Пендзин, локдаун также приводит к сокращению доходов граждан и снижению внутреннего спроса, что влечет за собой негативные последствия для розницы.
"Учитывая что месяц жесткого карантина приводит к падению экономики на 30-35 млрд грн, и весной мы переживаем уже второй локдаун после январского, по итогам первого квартала снижение ВВП составит не менее 2%", — заключает Олег Пендзин.
По приблизительным подсчетам Фокуса, исходя из того, что ВВП в 2020 году по данным Госстата составил 4194,1 млрд грн, месячная потеря 30-35 млрд грн примерно соответствует около 0,7-0,8% ВВП. То есть, жесткий карантин до середины мая 2021 года может стоить экономике около 1% ВВП.
В Минэкономики признают, что падение ВВП в первом квартале 2021 года может составить 2,5-3%, что, во многом объясняется январским локдауном. Но уже во втором квартале правительство надеется на рост ВВП около 7%, и по итогам 2021 года рассчитывает на рост экономики на 4,6%.
Эти расчеты, скорее всего, не учитывали, что жесткие карантинные ограничения в стране могут возобновиться весной и, возможно, продлятся больше месяца. Пересматривать прогноз в украинском Кабмине не спешат. Тогда как, например, во Франции, где локдаун ввели на четыре недели, местный Минфин уже ухудшил прогноз экономического роста с 6% до 5% за 2021 год.
Влияние локдауна на экономику: оптимистический сценарий
Впрочем, ряд экспертов оценивает ситуацию в украинской экономике весьма оптимистично и считают влияние локдауна незначительным.
"Хотя мартовский карантин начал несколько сдерживать мобильность населения, влияние на экономическую активность мы оцениваем, как минимальную. Ведь граждане и бизнес уже достаточно гибко адаптируются к новым условиям, — говорит Сергей Николайчук, руководитель департамента макроэкономических исследований группы ICU. — Более того, опережающие индикаторы по марту свидетельствуют об оживлении экономики".
Собеседник Фокуса указывает на ряд позитивных сигналов.
- Во-первых, среди них — ускорение импорта до 28% год к году по данным таможенной статистики, как в потребительском, так и в инвестиционном сегменте. Это говорит о том, что бизнес, в отличие от прошлого года, уже не откладывает реализацию инвестиционных проектов, а адаптирует их к новой реальности.
- Во-вторых, индекс ожиданий деловой активности предприятий, который на основе опроса бизнеса вычисляют в НБУ, впервые за последний год превысил отметку в 50 пунктов. Это означает преобладание оптимистичных настроений в бизнес-среде, что вполне соответствует мировым тенденциям, где новые волны заражений уже существенно не влияют на ожидания бизнеса.
- В-третьих, ускорение экспорта товаров до 27% год к году, по мнению Николайчука, демонстрирует наличие финансовых ресурсов для стимулирования дальнейшего экономического восстановления.
"Во втором квартале оживление экономики Украины, вероятно, продлится на фоне благоприятных условий торговли и восстановления мировой экономики, — говорит Сергей Николайчук. — Потребительский спрос должен продолжить рост, а инвестиционный спрос, наконец, начнет наверстывать упущенное за предыдущие кварталы. В результате с учетом низкой базы сравнения во втором квартале темп экономического роста ожидается двузначный".
Николайчук уверен, что продление локдауна до середины мая хоть и притормозит восстановление экономики, но к чрезмерным потерям ВВП, как весной 2020 года, не приведет — объем месячного ВВП снизится не более чем на 3-4%.
По приблизительным подсчетам Фокуса, если отталкиваться от прошлогоднего ВВП 4194,1 млрд грн, влияение локдауна может привести к потере 15-20 млрд грн (0,3-0,5% годового ВВП) в случае продления жесткого карантина до середины мая.
Однако дальнейшие перспективы экономического роста, по мнению Николайчука, сильно зависят от успешной нейтрализации рисков пандемии. Тем временем, по темпам вакцинации Украина пока находится среди аутсайдеров, что весьма снижает дальнейшие перспективы избежать жестких локдаунов летом и осенью 2021 года.
"Как стало известно в марте, теперь все инвесторы ставят в прямую зависимость "страновой риск" и "темпы восстановления экономик" с темпами вакцинации, — отметил Михаил Кухар, старший экономист Ukraine Economic Outlook. — И, несмотря на все правильные действия Марченко (министра финансов Украины — Фокус) в конце прошлого года по снижению ставок по нашим заимствованиям, все эти усилия из-за провала "смежников" из МОЗ пошли прахом".
А Николайчук подчеркивает, что на фоне ожидаемого ухудшения условий торговли и глобальной финансовой среды для развивающихся стран, Украине в 2021 году важно получить средства от МВФ. Но, как известно, переговоры с МВФ пока остаются паузе, хотя премьер-министр Денис Шмыгаль и уверен в плодотворной дискуссии с фондом, что позволит стране получить транш.
Инфляция в Украине может ускориться
Сам по себе усиленный карантин вряд ли способен оказать ощутимое влияние на инфляцию в Украине. Но есть и другие факторы влияния.
"Когда с рынка уходит общепит, уменьшается объем спроса и цены должны стабилизироваться, — говорит Фокусу Олег Пендзин. — Но в Украине цены на продукты питания, которые в этом году выступают драйвером инфляции, куда более зависят от процессов на внешнем рынке, где в прошлом году заметно подорожала кукуруза, пшеница, подсолнечное масло, чему способствовал рост спроса со стороны Китая".
С одной стороны, в условиях карантина государства склонны наращивать запасы продовольствия, что толкает цены вверх. С другой стороны, по словам Пендзина, любой локдаун сильно ограничивает миграцию сезонной рабочей силы, тогда когда во многих странах мира урожаи собираются именно сезонными работниками. Это ведет к проблемам со сбором урожая и, соответственно, росту цен на продукцию.
В пример собеседник Фокуса приводит Польшу, где традиционно привлекают сезонных работников из Украины. На фоне карантина из-за ограничения притока наших трудовых мигрантов со сбором урожая там возникли трудности.
Учитывая, что Украина выступает одним из мощных мировых поставщиков продуктов питания, на внутреннем рынке производители подтягивают цены до мирового уровня. То есть после относительной ценовой стабильности 2020-го гражданам придется мириться со скачками цен на товары первой необходимости и ускорением инфляции.
В последнем инфляционном отчете НБУ за январь 2021 года прогнозируется краткосрочный всплеск инфляции выше 8% в первой половине 2021 года и ее снижение до 7% в декабре, что будет обусловлено преимущественно факторами предложения продуктов питания.
Рост инфляции в Украине уже не первый раз спасает госбюджет от дефицита. Как отмечает в Facebook Михаил Кухар, экономика будет расти, а бюджет — наполняться и перевыполняться за счет так называемого "инфляционного налога".
"Инфляция в этом году будет выше ожидавшийся. А значит, даже по предварительному расчету, бюджет получит на 80-100 млрд грн налогов больше", — заключает эксперт.
Влияние локдауна на курс гривны: резких изменений не ожидается
Тенденции в украинской и мировой экономике пока способствовали росту курса гривны (см. график). По сравнению с январем, гривна в марте укрепилась, и в начале апреля не вышла за пределы уровня 28 USDUAH. Эксперты не видят причин для существенной девальвации в апреле-мае, то есть, курс гривны может оставаться в пределах 27,5-28,2 USDUAH. Тем более что отопительный сезон подходит к концу, а значит, крупных валютных контрактов на газ и уголь, что способствуют росту спроса на валюту, не будет.
"Неплохие внешние условия и рост экспорта, слабый внутренний спрос и падение импорта формируют профицит платежного баланса. Таким же благоприятным остается внешний счет услуг. При этом трудовые мигранты продолжают исправно пополнять счета в Украине даже в условиях падения европейских экономик", — ранее отметил в своем комментарииФокусу Юрий Шоломицкий, руководитель Центра макроэкономического моделирования KSE.
Усиление карантинных ограничений также может привести к росту курса гривны.
"Некоторое ухудшение ожиданий может быть компенсировано отсрочкой возможностей для иностранного туризма и, соответственно, снижением спроса на валюту для путешествий", — говорит Николайчук.