Год в Zoom и карантине. Как поддерживать иллюзию социума, работая на удаленке
Год в Zoom и карантине. Как поддерживать иллюзию социума, работая на удаленке

Год в Zoom и карантине. Как поддерживать иллюзию социума, работая на удаленке

Психолог рассказал Фокусу о вреде удаленной формы работы и способах борьбы с негативными последствиями онлайна.

Украина в третий раз погрузилась в жесткие "коронавирусные" ограничения, что не могло пройти бесследно для психики населения страны. Фокус выяснял у психотерапевта, автора нового психологического метода "Психотерапия Потенциала", Романа Мельниченко, какое влияние оказывает на эмоциональный и психологический фон человека работа на удаленке, невозможность устанавливать границы между рабочим функционалом и общением с членами семьи, а также — оторванность от социума на протяжении длительного времени. 

Обретя, волей-неволей, солидный опыт удаленной работы в интернете в режиме локдауна, украинцы проверили на себе и все ее преимущества, и очевидные минусы, с учетом невозможности посещать коворкинг или кафе, даже работая на удаленке на постоянной основе. Год спустя можно констатировать очевидные изменения в поведенческих паттернах и психологических настроениях людей. Если не принимать во внимание очевидное преимущество в виде отсутствия затрат на проезд и возможности координировать свою работу самостоятельно, плюсов в удаленной работе не так уж и много, а если говорить честнее, то их почти нет.

Больше всех страдают боссы и экстраверты

По мнению психолога Романа Мельниченко, больше всего от удаленного формата работы страдают руководители компаний и менеджеры коллективов. Им приходится тратить в разы больше времени и усилий, чтобы поддерживать рабочий темп подчиненных, ухитряться их мотивировать в условиях перманентного стресса и внешних раздражителей, а также отслеживать результативность.

Эксперт отмечает, что в ряде случаев на сотрудниках компаний онлайн-работа отразилась позитивно — и здесь речь идет, конечно же, о людях интровертивного склада. Им такая форма коммуникации с внешней средой подходит — чего не скажешь об экстравертах, которым, как воздух, нужно общение и общество. Экстравертам на удаленке не хватает обмена идеями и энергией с другими людьми. А иногда экстравертам (да и не только им) нужно просто посидеть с кем-то рядом, чтобы ощутить радость общения и почувствовать вовлеченность.

"Впрочем, если говорить об интровертах, для них тоже настали не лучшие времена, — замечает Роман Мельниченко. Интроверты вынуждены все время пребывать дома с семьей, а значит, они все время переживают проблему нарушения собственных границ. У них нет возможности уединиться, им трудно организовать рабочую зону для себя", — поясняет психолог.

Роман Мельниченко считает, что преимущества абсолютной и безальтернативной удаленки очень сомнительны, хотя как формат работы онлайн – явление уже не новое. Но в обычной ситуации человек может самостоятельно выбирать, где ему выполнять свои обязанности и свободен организовать рабочее место в кафе или коворкинге. В то время, как отсутствие альтернативы и чувство несвободы вызывает перманентный стресс.

Щепотка позитива

Психолог отмечает наличие и позитивных сторон от удаленного формата работы.

"Мы можем говорить и о позитивной стороне этого аспекта, — комментирует Фокусу Роман Мельниченко. — Люди, которые раньше перерабатывали, получили возможность меньше времени тратить на дорогу и не работать ненормированно. Но если говорить о совокупном результате и влиянии удаленки на психику, то сегодня мы наблюдаем преимущественно негатив в виде повышенного стресса и выгорания". 

Многие эксперты отмечают, что люди, работая на удаленке, впадают в различные зависимости. Опасность представляют алкоголь, переедание, бесконечный просмотр сериалов.

"Утечка" дофамина, или Не время говорить об интернет-зависимости

В связи с массовым и, в последний год, вынужденным уходом в онлайн, мы все чаще слышим об интернет-зависимости, которая, по мнению многих экспертов, только усиливается – из-за постоянных совещаний в Zoom, Telegram и социальных сетях. 

Однако Роман Мельниченко с мнением об усилении интернет-зависимости в связи локдаунами не согласен: "Люди склонны пользоваться социальными сетями как источником дофамина и получения разнообразных эмоций. Но сейчас человек вынужден пользоваться конференц-платформами и социальными сетями, как инструментом для работы. В данном случае говорить о зависимости уже неуместно: ведь интернет перестает быть источником позитивных эмоций".

Потеря психической энергии и усиление вредных привычек

Многие эксперты отмечают, что люди, работая на удаленке, впадают в различные зависимости. Опасность представляют алкоголь, переедание, бесконечный просмотр сериалов.

"Наш мозг вырабатывает определенное количество психической энергии, — рассказывает Роман Мельниченко. – Если человека не отвлекают внешние факторы, то большая часть этой энергии направляется на выполнение рабочих задач. А дома нас отвлекают многие факторы: дети, холодильник, возможность в любой момент налить бокал вина…

Иными словами, наши границы между рабочей обстановкой и временем отдыха активно размываются. Чтобы сосредоточиться на работе, мы вынуждены тратить больше психической энергии и, как результат, нам приходится тратить часть этой энергии на банальную концентрацию — что в разы понижает эффективность нашей деятельности на фоне постоянного растущего стресса".

Чтобы сосредоточиться на работе, мы вынуждены тратить больше психической энергии

Эксперт отмечает, что на сегодняшний день и в Украине, и в мире наблюдается эпидемия тревожности. Многие люди перегорают и становятся апатичными, невосприимчивости и равнодушия к новой информации и внешним раздражителям. Но массовая апатия, отмечает Роман Мельниченко, это не признак отсутствия нервозности. Просто тревожность переросла в депрессивные настроения.

"Люди пребывают в постоянном напряжении и в результате страдают бессоницей, паническими атаками, страхами из-за длительного стресса. При этом, согласно недавним заявлениям ВОЗ, до 6% населения мира пребывают в хронической апатии", — рассказывает эксперт Фокусу.

Затворничество – не лучшая форма жизни для человека

Многие эксперты, психологи и социологи солидарны в том, что удаленная работа не может подходить большинству. Роман Мельниченко отмечает, что "вечный онлайн" хорошо подходит только очень интровертированным людям, которые имеют проблемы общения. Но в своем большинстве, считает эксперт, люди – стадные существа, которым необходимо пребывать в обществе.

"Наш мозг постоянно занят отношениями с другими людьми, в той или иной форме, — рассказывает психолог. Затворничество – вообще не лучшая форма жизни для человека. Ведь большинство гормонов выделяется именно в результате общения человека с человеком. Мы сейчас говорим про рабочее пространство, поэтому то, что происходит сегодня – это перманентный стресс для большинства".

Как снизить стресс от удаленки

Роман Мельниченко утверждает, что каких-то специфичеких шагов по снижению стресса от удаленной работы на сегодняшний день не существует, поэтому психолог рекомендует контролировать неприятные эмоциональные состояния зарекомендовавшими себя методами.

"Здесь нет ничего нового, — говорит эксперт. — Снизить стресс можно умеренными физическими нагрузками, умеренным потреблением алкоголя (потому что чрезмерные дозы спиртного приведут к депрессии), правильным разграничением рабочего и нерабочего пространств, которые следует выстроить, проявив настойчивость".

Наряду с этим психолог рекомендует налаживать отношения с близкими людьми и друзьями. Организовывать корпоративные скайп-конференции, чтобы у людей создавалась иллюзия близкого общения и психика формировала ощущение близкого общения. В этом случае возникают окситоциновые связи, а значит, смогут рождаться позитивные эмоции от общения.

В будущем Роман Мельниченко прогнозирует сохранение возможности для людей более свободной формы взаимодействия с работодателями и возможность чередовать пребывание в офисе с работой онлайн.

"Но все, что чрезмерно – то не здраво! Необходимо находить баланс между присутствием в офисе и дома", — заключает психолог.

Теги по теме
локдаун
Источник материала
Поделиться сюжетом