Обчистить карточку - легко и законно: почему украинцы снова будут прятать деньги под подушку/Как власть заставляет украинцев отказываться от банков и возвращаться к наличным
Обчистить карточку - легко и законно: почему украинцы снова будут прятать деньги под подушку/Как власть заставляет украинцев отказываться от банков и возвращаться к наличным

Обчистить карточку - легко и законно: почему украинцы снова будут прятать деньги под подушку/Как власть заставляет украинцев отказываться от банков и возвращаться к наличным

В рамках обязательств Украины перед Международным валютным фондом Верховная Рада приняла Закон № 2475-VIII "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно создания экономических предпосылок для усиления защиты права ребенка на надлежащее содержание", на основании которого Министерством юстиции внедрено автоматизированное принудительном взыскании средств должников с их банковских счетов. То есть в случае существования долгов средства на счетах должника во всех банках Украины будут арестовываться и взиматься почти моментально. В чем кроется опасность такого решения - "Апострофу" объяснила ведущий эксперт социальных и гендерных программ Центра Разумкова Ольга Пищулина.

Предложенные изменения имеют следующий алгоритм: исполнитель с помощью автоматизированной системы исполнительного производства (АСИП) создает и посылает ко всем банкам требование о получении информации о наличии и состоянии счетов должника, по которому было открыто исполнительное производство. Банки не позднее, чем за один час рабочего времени после получения требования, с помощью системы автоматизированного ареста средств присылают исполнителю детальный ответ на его запрос. Исполнитель с помощью АСИП создает и направляет в банки, в которых открыты счета должника, постановление об аресте средств. В свою очередь, банки накладывают арест на денежные средства, находящиеся на счетах должника, и извещают об этом исполнителя. Исполнитель при наличии средств на счетах должника направляет в соответствующие банки платежные требования на принудительное списание средств. Банки принудительно списывают средства со счетов должника и перечисляют их на счета органа Государственной исполнительной службы или частного исполнителя, откуда средства попадают к взыскателям.

Ранее граждане Украины, которые имели те или иные неуплаченные долги, сталкивались с взысканием средств согласно исполнительной надписи нотариусов, совершенной на ненотариально заверенных кредитных договорах - и это считалось незаконным. При этом у граждан было время на то, чтобы обжаловать эти незаконные действия в суде и остановить исполнительное производство. Однако сейчас, с принятием указанного закона, все будет происходить очень быстро, и гражданам придется в суде не только доказывать, что надпись была совершена незаконно и является такой, что не подлежит исполнению, но и возвращать незаконно взысканные средства. А это не только время - это уже отдельное имущественное требование, за которое надо платить судебный сбор.

Принятый закон вызвал оживленное обсуждение, - в принципе, одобряя саму идею автоматизированного взыскания долгов, экспертное сообщество выражает беспокойство по поводу того, что в отличие от стран Европы, на опыт которых ссылается Минюст, в Украине достаточно пренебрежительное отношение к закону. Проблемы могут заключаться в следующем:

1. Дело в том, что некоторые частные исполнители позволяли себе арестовывать специальные счета, предназначенные, например, для социальных выплат.

Для того, чтобы снять эти аресты, приходилось идти в банк и брать справку о том, что арестованный счет является специальным счетом. С принятием новой модели на это у граждан просто не останется времени, потому что исполнитель сможет взыскать средства с этих счетов почти сразу.

2. Статьей 73 Закона Украины "Об исполнительном производстве" предусмотрен перечень средств, на которые не может быть обращено взыскание. Однако, когда эти средства зайдут на счета граждан, они перестанут быть такими, по которым не может быть произведено взыскание, а станут обычным доходом, который исполнитель взыщет.

3. Может возникнуть ситуация избыточного взыскания, когда предприятие переведет исполнителю на счет взысканные с заработной платы средства, а он параллельно взыщет средства со счетов, ведь работодатели не подключены к автоматизированной системе исполнительного производства или системы автоматизированного ареста средств.

4. Отсутствует гарантия, что исполнители не начнут злоупотреблять доступом к данным, содержащих банковскую тайну.

5. И самое главное - в нашей стране для того, чтобы с человека взыскали средства не нужно быть постоянным клиентом любой микрофинансовой организации (МФО) или брать кредиты в банке. По сообщению юристов, в судебные органы обращается значительное количество граждан, которые вообще не брали никаких кредитов, не подписывали никаких кредитных договоров, но при этом против них совершались исполнительные надписи, банки подавали на взыскание средств по несуществующим долгам, и тому подобное. Сегодня для того, чтобы взять онлайн-кредит в некоторых МФО, не нужно даже предъявлять документы. Итак, вовсе отсутствует гарантия того, что на имя любого гражданина не возьмут кредиты, о которых человек узнает только тогда, когда с него будут взысканы все средства, которые лежали на счету в банке.

Вместо итогов: украинцы и так не особо доверяют украинским банковским учреждениям. А с введением в действие автоматизированного взыскания средств с банковских счетов это доверие явно не возрастет. Можно с уверенностью прогнозировать, что украинцы перестанут держать деньги на своих карточных счетах и перейдут на наличные операции.

Теги по теме
Верховная Рада Банк МВФ
Источник материала
loader
loader