В последние годы все больше артистов используют чернобыльские локации для съемки клипов. Фокус выбрал наиболее зрелищные и трогательные видео, снятые на заброшенных территориях
Еще 10-15 лет назад Зона отчуждения воспринималась лишь как место трагедии – мрачное, суровое, бескомпромиссное. Теперь все чаще заброшенные территории пытаются переосмыслить и наполнить новыми формами. Здесь развивается туризм, биосферный заповедник стал местом обитания животных и птиц. В Чернобыль потянулись и артисты, которые по разным причинам выбирают местные локации для съемки клипов. Одни видят здесь лишь атмосферу и особую эстетику, другие хотят передать трагедию в своих песнях и напомнить о хрупкости жизни, есть и те, кто радуется возрождению земли после катастрофы и смотрит с оптимизмом в будущее.
Все фото: Wendelin Jacober: Pexels
Особенное внимание к Зоне отчуждения привлек культурный музыкальный проект "Звуки Чернобыля". Он начался еще в 2018 году с подачи Валерия Коршунова, который создал библиотеку звуков, записанных в Зоне отчуждения. В импровизированный сборник вошел треск дозиметра, эхо, шум "рыжего леса". В прошлом году аудиобиблиотека переросла в нечто большее: десять украинских и иностранных музыкантов создали песни о Чернобыле, добавив в треки записанные ранее звуки. Правда, не все из них поехали на съемки в Зону отчуждения. К примеру, в клипе украинской бандуристки Марины Круть на песню "Комната" используются лишь документальные видеозаписи.
Колесо обозрения в Припяти, "Дугу" или гостиницу "Полесье" выбирают для съемок не только отечественные музыканты. Периодически сюда приезжают поработать и иностранные группы. Фокус вспоминает, кто за последние 10 лет показывал Зону отчуждения в своих видеоработах.
Onuka – Mainland
Нату Жижченко, фронтвумен группы Onuka, тема Чернобыля интересовала с детства. Ее отец был одним из ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС, в своей магистерской работе девушка рассматривала влияние катастрофы на этнорегион Полесья. В одном интервью она признавалась, что даже свадьбу с музыкантом Евгением Филатовым хотела праздновать в Зоне отчуждения. Этого так и не произошло, но в Чернобыле, тем не менее, она бывала неоднократно.
В 2016 году Onuka выпустила мини-альбом Vidlik, полностью посвященный аварии и ее последствиям. В треке «1986» звучит запись переговоров диспетчеров ЧАЭС в день катастрофы. После этого Жижченко снялась в фотосессии для журнала Vogue на фоне значимых объектов Чернобыля.
"Я не уверена, что напишу еще один Vidlik, или что мы снимем что-то вроде Mainland, в которых будет затронута тема, но пока буду существовать как обычный человек, как музыкант на сцене, считаю нужным говорить о Чернобыле. …Пусть память и уважение к людям, которые когда-то нас спасли, уберегут нас от самих себя сегодня", — написала она в колонке для Vogue.
В конце того же года состоялся релиз шестиминутной документальной зарисовки Mainland, где певица рассказывает о своей недельной практике на ЧАЭС и поиске личного дела отца.
Kazka – "Острів"
Осенью 2020 года группа Kazka презентовала клип на песню "Острів", посвященный аварии на ЧАЭС. Съемки проходили в Зоне отчуждения в рамках арт-проекта "Звуки Чернобыля". На видео можно увидеть колесо обозрения в Припяти, советский герб на крыше 16-этажного жилого дома, отель "Полесье".
"Мир постоянно перелистывает дни, месяцы, годы… Мы давно бросили корни в другом краю, в таком, где дышится свободно. Благодаря тем, кто положил жизнь, изменил судьбу, спасая нашу землю от невозвратности. Память всегда будет возвращать поколения туда… где остался в одиночестве остров на фоне сожаления", — прокомментировала группа выход клипа.
Вокалистка Александра Зарицкая во время съемок впервые побывала в Чернобыле. Певица рассказала, что ее отец очень любит бывать в этих местах. По ее словам, Kazka записала песню о Чернобыле, чтобы привлечь интерес молодежи к теме и понятным языком объяснить слушателю масштабы трагедии.
Go_A – "Шум"
Победители национального отбора для участия в "Евровидении" второй клип на конкурсную песню "Шум" поехали снимать в Зону отчуждения. Но и в первом видео, снятом в Киеве, есть отсылки к чернобыльской аварии. Вокалистка Катерина Павленко подчеркнула, что это не было попыткой "хайпануть" на популярной нынче теме. В студенческие годы она изучала фольклор чернобыльского Полесья, общаясь с переселенцами, покинувшими отравленные радиацией территории.
"Сейчас мы все говорим о Чернобыле в контексте аварии, техногенной катастрофы, но на самом деле трагедия еще в том, что мы потеряли серьезный пласт культуры. И мы пытаемся его поднять", — рассказывала после съемок Павленко.
Михалок&Чемеров – "Чорнобиль форева"
В рамках проекта "Звуки Чернобыля" Сергей Михалок, бывший лидер группы "Ляпис Трубецкой", и Александр Чемеров, фронтмен The Gitas, сняли клип на кавер-версию песни "Чорнобиль форева" Кузьмы Скрябина. Сам трек музыкант Андрей Кузьменко написал в 2000 году, тогда же группа выпустила видео, где есть кадры из Зоны отчуждения, а также записи с митингов.
В 2020-ом Сергей Михалок решил переосмыслить песню Кузьмы, Чемеров поддержал идею. По его словам, ему понравилась мысль, что белорусский музыкант споет на украинском языке.
"Мне было пять лет, когда произошла трагедия, и в тот самый год у меня родилась сестра. Я помню, что люди в Чернигове, где я тогда жил, находясь в 60 км от Чернобыля, жили обычной жизнью, потому что информация скрывалась. Все знали — что-то случилось, но не знали, что именно и в каких масштабах, а через несколько лет нам выдали документы пострадавших детей Чернобыля", — рассказал Александр Чемеров журналистам.
Во время съемок клипа музыканты провели целый день со съемочной группой в Зоне отчуждения.
"На мгновение мы почувствовали реалии города-призрака", — прокомментировал Чемеров.
"Вагоновожатые" — "Кассета"
Еще одна группа, поучаствовавшая в проекте "Звуки Чернобыля". Как говорят музыканты, идея песни родилась благодаря найденной в Зоне отчуждения кассете.
"Старый аудиомагнитный артефакт, пролежавший много лет в старом заброшенном доме, каким-то образом уцелел и рассказал свою историю. Нашей задачей было восстановить сломанный корпус, спасти пленку, реставрировать и обнародовать. Если включить запись на определенную громкость, можно отдаленно услышать звук радиации", — рассказали участники группы.
В клипе архивная видеонарезка перекликается с современной съемкой из Зоны отчуждения. В кадр попадают парк развлечений, старая телефонная будка, пустые жилые дома и брошенная заржавевшая техника.
"Скай" — "Захотів"
Группа "Скай" весной 2019 года выпустила клип на песню "Захотів", режиссером которого стал Александр Денисенко. В клипе использовали кадры из его же фильма "Wonderwall". Это история о парне Олеге, который знакомится с девушкой Сашей и вместе с ней попадает в Зону отчуждения. Здесь Олег ищет ответы на свои вопросы и переживает символическое перерождение.
Как заявила группа, это первое музыкальное видео, показывающее Чернобыль без страха и тревоги. Авторы фильма хотели развеять мифы о жуткой Зоне отчуждения, показать ее солнечной и уютной.
"Я хотел рассказать историю, которая будет резонировать с эмоциями зрителей, независимо от того, где они проживают и знают ли о Чернобыльской катастрофе. Историю, которая будет резонировать с эмоциями каждого, кто пережил потерю, особенно близкого человека", — сказал Александр Денисенко после официального релиза клипа.
Delphic – This Momentary
Одной из первых групп, заметивших особую эстетику Чернобыля и решивших приехать сюда для съемок, стали британцы Delphic. В отличие от всех, кто снимал после них, музыканты сделали акцент не на локациях Зоны отчуждения, а на людях, которые стали селиться рядом с Припятью и прилегающих к Чернобыльской зоне населенных пунктах.
Гоняющие на велосипедах мальчишки, танцующие подростки, торжественные бабушки у своих домов – видео наполнено и грустью, и радостью, и надеждой одновременно.
Pink Floyd – Marooned
В 2014 году Чернобыль для съемок выбрали и легендарные Pink Floyd. Группа выпустила клип на инструментальную композицию Marooned, специально снятый для юбилейного переиздания альбома The Division Bell. В видео авторы переносят зрителя с околоземной орбиты в поставарийный город. Камера следут за таинственным стариком в черном, который бегает по коридорам заброшенных домов. Роль старика исполнил киевский актер Олег Модзелевский.
В клипе также используются архивные кадры, снятые в Припяти до катастрофы на ЧАЭС.
Telepopmusik – Dreams
Французская электронная группа после долгих лет молчания выпустила в 2020 году новый альбом Everybody breaks the line. Клип к песне Dreams сняли в Чернобыле.
Музыкант Кристоф Этье считает, что после выхода сериала HBO "Чернобыль" тема катастрофы стала очень популярной. Тем не менее он уверен, что к памяти о трагедии надо относиться с максимальным уважением.
"В видео Dreams мы попытались расставить все точки над i, прослеживая историю Припяти до, во время и после аварии. У нас получилась трогательная и эстетическая история – как дань жизням, которые изувечил взрыв", — рассказал Этье.
Suede – Life is Golden
Британская брит-поп-рок-группа Suede сняла клип в Чернобыле для своего сингла Life is Golden. Режиссером выступил Майк Кристи, а аэросъемкой занимался Сергей Горшко.
"Речь идет не о трагедии катастрофы, которая произошла столько лет назад, – это о непримиримой силе жизни, которая наполняет этот заброшенный людьми ландшафт. Казалось, эта песня прекрасно подходит для треснувшего бетона, сквозь который пробиваются золотые деревья", – рассказал Майк Кристи о выборе места для съемок. Сами музыканты в клипе не появляются.