Ушла огородами. Почему май на пороге, а большая война с Россией так и не началась
Ушла огородами. Почему май на пороге, а большая война с Россией так и не началась

Ушла огородами. Почему май на пороге, а большая война с Россией так и не началась

Война, как известно, это последний довод королей. Козырь, который вынимают из рукава тогда, когда торг, шантаж и давление становятся неуместны. И к этому, безусловно, стоит быть готовыми. А пока что, как образно заметил министр Резников, войны не будет — у нас по графику — огород.

На календаре самый конец апреля, на носу майские праздники, а ожидания отечественных алармистов, прогнозировавших на середину-конец апреля едва ли не полномасштабное российское вторжение пока что не оправдываются. И тема войны как-то незаметно сама собой покидает первые строчки медийных трендов, уступая привычным интригам, скандалам и расследованиям на внутриполитическом фронте.

А ведь, еще пару недель назад в соцсетях было не протолкнуться от обилия военных аналитиков и множества прогнозов разной степени апокалиптичности. Доморощенные Клаузевицы и Сунь Цзы увлеченно рисовали карты будущих театров военных действий и сравнивали военный потенциал сторон конфликта.

За последние годы тема войны как-то незаметно поистерлась в массовом сознании, уступив заботам о хлебе насущном, а звуки иерихонских труб и призывы отечественных катонов к всенепременному разрушению Карфагена за поребриком, потерялись в какофонии всеобщей политической и околополитической базарной ругани. 

Долго держать общество в состоянии предвоенной мобилизации невозможно. Человеческое сознание так устроено, что ему лучше ужасный, но быстрый конец, чем вялотекущий ужас без конца. И эти настроения подмечали социологи, фиксируя запрос на мир в качестве одного из основных ожиданий электората от власть имущих. 

Другое дело, что в запросе на мир есть двойное дно — это вопрос, не так о мире, как о цене, которую придется за него заплатить. О том, на каких условиях этот мир будет заключен, и кто будет основным бенефициаром послевоенного миропорядка. 

Украинский обыватель хочет мира, но не любой ценой, а такого, который бы был "на наших условиях". По этой же причине "ястребам", при всем желании, трудно трактовать миролюбивую повестку, как "зраду". Такой вот украинский парадокс: оберпатриоты пугают "капитуляцией", а никому не страшно. Потому что никто не собирается сдаваться в плен.

Зато открывается широчайшее поле для политической расторговки заинтересованных сторон. В этом смысле оказался прав российский журналист Павел Пряников, писавший в апреле, на пике всеобщего милитаристского психоза, что модус операнди Кремля в этой истории будет гибридом спецоперации с купеческим торгом, а не аналогом Drang Nach Westen в исполнении Шойгу.

Важно Купцы — не воины. Почему российская верхушка не рискнет начать открытую войну с Украиной

И действительно, сегодня повестка незаметно сместилась с бряцания оружием к президентскому "А поговорить?". При этом, задачи, как Москвы, так и Киева, ничуть не изменились. Одни хотят усадить своих оппонентов за стол переговоров с сепаратистами, программа-максимум других — заставить Кремль признать себя стороной конфликта — именно в этом смысл настойчивого желания Банковой вести прямые переговоры с Путиным, а не с его прокси на Донбассе.

Впрочем, вне зависимости от успеха этих маневров, представляется, что окончательную точку в этой затянувшейся шахматной партии будут ставить не за столом переговоров с Зеленским, а в формате Путин-Байден, или кто там будет к тому моменту президентом в Штатах. Уж слишком наш конфликт за последние семь лет интернационализировался. 

Если уж рассматривать мир по Бжезинскому – как некую большую шахматную доску, на которой большие дяди-гроссмейстеры разыгрывают глобальную партию, то нужно понимать, что таких локальных фронтов со своими "передними краями борьбы" у Запада, на который многие у нас надеются, не один десяток. И Украина среди них на сегодняшний день, увы, не самый важный.

И при этом, достаточно примеров того, как "гроссмейстеры", не колеблясь, шли на размен фигурами ради достижения каких-то сиюмиутных конъюнктурных целей. Жертвуя одним фронтом ради продвижения на другом.

Вспомним, как еще совсем недавно, при Трампе, наши патриоты нервно реагировали на малейший намек в западной прессе о возможности "большой сделки" между Вашингтоном и Москвой. Сделки, частью которой цинично предполагался размен Украины на Сирию.

Важно Для отвода глаз. Почему Украине не стоит расслабляться после заявления Шойгу об отводе войск

Тогда у сверхдержав не срослось. Но кто сказал, что нечто подобное — пусть и с другими действующими лицами и с другими ставками — не встанет на повестке дня снова. К такому повороту стоит быть готовыми. Чтобы, в случае чего, рассчитывать исключительно на собственные силы, а не на сакраментальное "Заграница нам поможет".

А что до войны…Война, как известно, это последний довод королей. Или продолжение политики другими средствами. Тот козырь, который вынимают из рукава тогда, когда возможности разрешения имеющихся противоречий путем политического торга, шантажа, давления или меряния мускулами не дают результата. 

В этом смысле, горячая фаза войны на Донбассе когда-то да наступит. И к этому, безусловно, стоит быть готовыми. А пока что, как образно заметил министр Алексей Резников, войны не будет — у нас по графику — огород.

Теги по теме
Украина Россия Владимир Путин Война на Донбассе
Источник материала
Поделиться сюжетом