Жестокие позиционные бои за Маковку (гора Соколовский Бескид в Карпатах, высота 958 м) начались 29 апреля 1915 года между Легионом Украинских Сечевых Стрельцов и российскими войсками. После захвата осенью 1914 Галиции, русская армия генерала Николая Иванова развернула наступление через Карпаты с целью прорыва в Венгрию. Легион УСС, занимавший оборону на Маковке, входил в состав 129 и 130 австрийской армии. Штурм российскими подразделениями позиций сечевых стрельцов начался в ночь с 28 на 29 апреля 1915 года. В течение пяти дней на склонах Маковки продолжались ожесточенные бои, в результате которых российские войска были отброшены за реку Головчанка. Бой на Маковке был первым успехом Украинских Сечевых Стрельцов. Победа над русскими стоила стрельцов немалых жертв - 47 стрелков положили свои молодые жизни в бою с врагом (средний возраст погибших - 19 - 20 лет), 76 были тяжело ранены, а некоторые попал в плен. В результате героической обороны Маковки полностью сорвались стратегические планы русского командования. Занять высоту, планировалось 29 апреля, а исполнилось только 4 мая, при этом были использованы все имеющиеся резервы. Вследствие огромных потерь русские войска не смогли продолжить наступление, и через неделю вынуждены были поспешно отступать перед австрийскими подразделениями, которые подошли. Мужество Украинских Сечевых Стрельцов, павших во время боев в дальнейшем отразилось в народной памяти. Погибших воинов похоронили на южных склонах горы. Их могилы стали местом ежегодного чествования всех павших за независимость Украины.
Сегодня в Латвии национальный праздник - День восстановления независимости Латвийской Республики. Латвия чуть ли не единственная страна, которая дважды празднует свой День независимости. Впервые независимость Латвии была провозглашена 18 ноября 1918 года. Тогда в помещении Национального театра Риги Латвийский Народный совет провозгласил о создании нового государства. Но борьба за фактическую независимость продолжалась после этого еще два года. Уже в январе 1919, под натиском частей Красной армии, временное правительство Латвийской Республики было вынуждено покинуть Ригу. С января по май 1919 продолжался период советской власти в Латвии, затем была борьба с армией Бермонта-Авалова и немцами, и снова с коммунистами. Лишь 11 августа 1920 года Советская Россия признала независимость Латвии. В январе 1921 года это сделали Англия, Франция, Италия и Япония, а в сентябре новое государство приняли в Лигу наций. Первая независимая латвийская республика просуществовала до июня 1940 года, когда Латвия была включена в состав СССР - по секретным протоколам пакта Молотова-Риббентропа страна подпадала именно под свой контроль Советского Союза. С июля 1941 по октябрь 1944 в Латвии продолжалась нацистская оккупация, а потом опять - советская. И только 4 мая 1990 Верховный Совет Латвийской ССР большинством голосов принял Декларацию о восстановлении Латвийской республики, а также определил переходный период для достижения реальной независимости. Во время распада Советского Союза, в сентябре 1991 года, независимость Латвии была окончательно восстановлена.
Юбилеи дня:
249 лет со дня рождения Фридриха Арнольда Брокгауза (1772-1823), немецкого издателя, основателя энциклопедического издательства, которое носит его имя. В 1796 году купил лицензию на издание «Словаря для бесед», работу над которым закончил в 1810. С 1812 по 1822 год словарь переиздавался пять раз общим тиражом 60-70 тыс. Экземпляров. Брокгаузу удалось найти достаточно удачную форму справочника - короткую, емкую, близкую массовому читателю методику разработки словаря и научного поиска, отражал передовые идеи своей эпохи. «Словарь» положил начало типу современных массовых энциклопедических словарей. Кроме словарей выдавал и дешевые книги малого формата - произведения художественной литературы. Начинал он работать в Амстердаме (15 октября 1805 года открыл свою первую книжную лавку), впоследствии вернулся в Германию (Альтенбург, Лейпциг). К 1817 году его фирма превратилась в большое издательско-книготорговое предприятие со многими филиалами в странах Старого и Нового света. В 1890 году его внук основал в Петербурге совместно с Ильей Ефроном издательство по выпуску «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона».
В этот день родилась Одри Хепберн (1929-1993), британская киноактриса. Снялась в фильмах: «Римские каникулы» (1953, премия «Оскар»), «Как украсть миллион», «Завтрак у Тиффани», «Сабрина», «Моя прекрасная леди», «Война и мир». В последние годы жизни была послом доброй воли Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Одри Хепберн родилась в Бельгии, имела голландско-ирландское происхождение. Детство и юность прошли в оккупированных Нидерландах. Хотя семья была и обеспеченной, все равно было трудно, ведь шла война. Впоследствии актриса вспоминала, как жаловалась ее мать, когда девочка болела: «Как бы я хотела дать тебе хотя бы стакан апельсинового сока!.. Но извини, дорогая - у меня его нет...» Одри было приятно такое слышать, но, только став взрослой, она поняла, что иногда было проблематично достать даже обычные продукты питания: хлеб, сыр, яйца. За словами про апельсиновый сок мать прятала отчаянные мысли о том, чем кормить дочь на следующий день. В 19 лет Одри Хепберн переехала в Британию, начала заниматься танцами. Легкая, изящная, грациозная - она как будто была создана для балета, ее легко можно представить, например, на сцене королевского «Ковент-Гарден». Но она начала сниматься в кино. Молодую актрису заметили, она переезжает в Америку, где играет в бродвейском мюзикле «Жижи», а уже в 1952 году, 23-летней, снимается в «Римских каникулах», за которые сразу же получает своего первого и единственного «Оскара». Вскоре Хепберн становится одной из самых высокооплачиваемых киноактрис своего времени и играет с такими актерами, как Грегори Пек, Рекс Харрисон, Кэри Грант, Генри Фонда, Гэри Купер, Фред Астер, Питер О'Тул и многими другими. Последним ее фильмом стала мелодрама «Всегда» (1988) Стивена Спилберга. После этого актриса посвящает себя гуманитарной деятельности - становится международным послом доброй воли ЮНИСЕФ, в этом качестве активно привлекает внимание к проблемам детей в наименее благополучных регионах Африки, Южной Америки и Азии. «Обязанность каждого человека - помочь детям, которые страдают. Все остальное - просто прихоти и баловство», - отметила Хепберн. Американский институт киноискусства поставил ее третьей в списке самых выдающихся актрис американского кино. На голливудском небосклоне Хепберн была не звездой со всеми звездными атрибутами, а скорее добрым ангелом. Такой она осталась на кинопленке, такой ее запомнили зрители и африканские дети, к которым она ездила до последнего. Умерла актриса на 63 году жизни от рака.
Кроме того, сегодня празднует день рождения София Коппола (1971), американский кинорежиссер, сценаристка, актриса, кинопродюсер, дочь Фрэнсиса Форда Копполы, двоюродная сестра Николаса Кейджа. За творческую карьеру сняла полнометражные фильмы: «Девочки-самоубийцы», «Трудности перевода», «Мария-Антуанетта», «Где-то», «Элитное общество», «Роковое искушение». Самым удачным из них можно считать «Трудности перевода», за который она получила премию «Оскар» за оригинальный сценарий и три премии «Золотой глобус», в том числе и в категории «Лучшая картина». Еще маленькой девочкой София снялась в известном родительском фильме «Крестный отец». Она вообще - типичная «папина дочка». Фрэнсис Форд Коппола, как настоящий итальянец (а корни у него именно итальянское), в Софии души не чает. Особенно после того, как погиб его сын. Можно сказать, что вырастала София на съемочных площадках - по крайней мере, там ей очень нравилось. Она снималась не только в фильмах отца, но и у других голливудских знаменитостей - в частности, в клипах Мадонны. В 2014 году Коппола входила в состав жюри 67-го Каннского кинофестиваля. Кроме звездной фамилии и фильмов, София известна и своим лаконичным стилем. Глянцевые журналы охотно печатают ее фото, это и не удивительно - 15-летней София стажировалась в Chanel, а в 1998 году выпустила коллекцию одежды Milkfed, которая достаточно неплохо продавалась в Японии. Она даже имела намерения серьезно заняться модой, но передумала и американской Стеллой Маккартни (кстати ее одногодка) не стала.
Годовщина смерти:
59 лет со дня смерти Вадима Меллера (1884-1962), известного украинского художника-авангардиста (кубофутурист, конструктивист), сценического художника, дизайнера театральных костюмов, иллюстратора и архитектора, главного художника курбасовского «Березоля». Меллер - один из тех немногих украинских художников, кому удалось выжить при советском режиме. Так, его несколько раз арестовывали, но потом отпускали. Он впадал в немилость, но все же держался «на плаву». Только за знакомство и тесное сотрудничество с Курбасом он мог бы получить если не пулю, то несколько десятков лет ссылки. Впрочем, можно сказать, ему повезло. Меллер был первым украинским (и вообще - советским) художником, кто получил Золотую медаль на Международной выставке современного искусства в Париже в 1925 году (за сценическое оформление спектакля «Секретарь профсоюза» по Скотту театра «Березиль»). Его работы экспонировались рядом с полотнами Казимира Малевича, Сони Делоне, Александра Архипенко, Александры Экстер, Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Родился Вадим Меллер в Санкт-Петербурге. Его отец был этническим шведом, мать имела греко-итальянское происхождение. Юноша получил прекрасное художественное образование. Учился в Киевском художественном училище, Мюнхенской академии искусств, в «Свободных мастерских» в Париже. Более 20 лет был главным художником Харьковского украинского театра им. Т. Шевченко (до 1935 года - «Березиль»; занимался и рекламой театра), где оформил знаковые курбасовские спектакли: «Джимми Хиггинс» Леся Курбаса за Синклером (1923), «Народный Малахий» (1929), «Мина Мазайло» (1931) Кулиша, «Диктатура» Микитенко (1930). В 1953-1959 годах - главный художник Киевского украинского драматического театра им. И. Франко. Преподавал в Киевском художественном институте, макетной мастерской театра «Березиль». Работал также в области станковой и монументальной живописи, книжной графики. Оформил фильмы: «Вендетта», «Арсенальцы».