Массовый переход на дистанционку в ООН называют "крупнейшим в истории функциональным сбоем в образовании", задевшим интересы 1,6 млрд учащихся. Большинство украинских родителей и учителей с этим согласны.
"Рано или поздно моим детям придется пожинать плоды псевдообучения на дистанционке, надеюсь, они вернутся за школьные парты до того, как разучатся считать", — сетует Карина, мама двоих киевских школьников: дочь в седьмом, сын — в девятом. В старших классах программа обучения точным наукам выходит на новый уровень сложности, Карина опасается, что, упустив время на локдауне, ее дети не справятся с нагрузкой 10–11 классов и не смогут подготовиться к поступлению в вузы. Женщине кажется, что сын и дочь топчутся на месте, пока их сверстники движутся вперед с прежней скоростью.
Есть относительно хорошая новость для Карины и, безусловно, плохая для системы образования в целом: с большинством школьников во время карантина происходит примерно то же, что с ее детьми.
Недовольство. Почему дистанционное обучение неэффективно
Недавно Государственная служба качества образования провела опрос, задействовав 273,5 тыс. респондентов — учеников 9–11-х классов, родителей и педагогов. В результате выяснилось, что 82,2% родителей и 74% учителей считают дистанционное обучение неэффективным. Преподаватели, опасаясь обвинений в некомпетентности, выражают беспокойство по поводу сложившейся ситуации сдержанно и почти всегда анонимно, а вот родители все чаще возмущаются открыто.
То, что сейчас происходит, в ООН называют "крупнейшим в истории функциональным сбоем в образовании", задевшим интересы 1,6 млрд учащихся
Показательный пример — митинг, собравшийся в Виннице 20 апреля. Его участники требовали незамедлительно открыть школы и вернуть детей за парты. Активнее всего подобные требования, как правило, поддерживают родители старшеклассников. Однако, по мнению основательницы образовательного ресурса для родителей Damama Анны Гутман, именно старшие дети при правильной организации учебного процесса могут успешно осваивать школьную программу онлайн, тогда как малышам этот формат совершенно не подходит.
У Анны двое сыновей. Один на момент начала пандемии был в четвертом классе, другой — в первом. Для первого переход на дистанционку оказался непростым, но посильным, а вот для второго это стало испытанием. Мальчик отказывался присутствовать онлайн на нелюбимых уроках. Маме приходилось сидеть рядом с ним возле компьютера и контролировать, следит ли он за учителем, выполняет ли задания.
"Занятия в таком формате тяжело даются не только ученикам, но и учителям, — подчеркивает Анна. — Кто-то из детей обязательно не услышит задание, кто-то не поспевает за остальными. На обычном уроке отследить все это гораздо легче. Онлайн-занятие периодически прерывается слезами одного из учеников, у которого что-то не получается".
Важно Духи знаний, вы нас слышите? Что не так с украинским онлайн-обучением эпохи карантинаОсновательница Damama признается, что успеваемость обоих ее сыновей снизилась минимум на 20%, но это обстоятельство волнует ее гораздо меньше, чем эмоциональное состояние мальчиков. По ее словам, ухудшение оценок на дистанционном обучении — норма, причем не только в Украине.
Эпоха неравенства. Почему сокращается доступ к образованию
В отчете специальной комиссии ООН, созданной для оценки перспектив развития сферы образования во время пандемии и после нее, то, что сейчас происходит, называют "крупнейшим в истории функциональным сбоем в образовании", задевшим интересы 1,6 млрд учащихся в 190 странах. Больше всего экспертов ООН встревожило то, что последствия карантинных мер усугубили социальное неравенство в сфере образования. По их оценкам, в 2021 году около 23,8 млн детей и юношей по всему миру будут вынуждены оставить учебу по экономическим причинам. Закономерно, что в государствах с менее стабильной экономикой и слабой социальной сферой неравенство ощутят особенно остро.
Переход в онлайн сделал более заметными те негативные явления, на которые большинство родителей и учителей могли не обращать внимания, пока дети учились в классах
О том, как обстоят дела в "богатых" странах, можно судить по результатам недавнего исследования McKinsey, проведенного в Австралии, Канаде, США, Франции, Германии, Великобритании, Японии и Китае. Учителей попросили оценить эффективность дистанционки по десятибалльной шкале. Оказалось, что 38% преподавателей в этих странах в целом довольны результатами обучения и считают, что уровень знаний учеников не страдает от перехода в онлайн.
Лучше всего дистанционка показала себя в Австралии и Германии, там ее оценили на 7 баллов из 10. Хуже всего — в Японии, где оценки колеблются от 1 до 3 баллов. Разница обусловлена в первую очередь тем, насколько активно до 2020 года школьники и учителя использовали цифровые технологии в учебном процессе. Там, где и раньше существовала практика выполнения домашних заданий онлайн, постоянной переписки с преподавателями, контрольных и самостоятельных работ в цифровом формате, переход на дистанционку прошел гладко. У всех были нужные гаджеты, аккаунты на подходящих онлайн-платформах, привычные форматы переписки.
Как и следовало ожидать, самыми диджитализованными, а значит, самыми приспособленными к удаленке оказались учебные заведения, получавшие самое щедрое финансирование. В зависимости от бюджетной политики государств водораздел проходил либо между частными и муниципальными школами, либо между школами, относящимися к более богатым и более бедным территориальным общинам.
Эффект классной комнаты: обучение онлайн в Украине
Если говорить об Украине, то содержание аналитической справки, составленной Государственной службой качества образования по результатам опроса детей, учителей и родителей, проводившегося с 8 по 15 апреля 2020 года, свидетельствует о том, что у 55% школ в нашей стране вовсе не было практики использования цифровых технологий до пандемии. Хоть какой-то опыт использования диджитал-инструментов в учебном процессе был у 17% учителей и 7% руководителей учебных заведений.
62% директоров школ пожаловались на то, что не у всех учителей и учеников дома есть гаджеты, с помощью которых можно выйти в интернет, 72% — на то, что не все ученики выходят на связь для онлайн-обучения. Вероятно, многие из них пропускают дистанционные занятия по техническим причинам. К примеру, из-за перебоев с интернетом или из-за того, что во время локдауна гаджетов в доме оказалось меньше, чем членов семьи, которым они нужны для работы и учебы, поэтому пользоваться приходится по очереди, а уроки у братьев и сестер могут проходить одновременно.
Дети привыкли к короткому, яркому контенту в "Тик-Токе" и "Инстаграме". Информацию нужно им подавать концентрированно, 5–10-минутными лекциями
Детский психиатр Евгения Дубровская убеждена, что при должной технической оснащенности и правильной организации учебного процесса проблем с усвоением знаний на дистанционке быть не должно. По ее мнению, переход в онлайн просто сделал более заметными те негативные явления, на которые большинство родителей и учителей могли не обращать внимания, пока дети учились в классах. К примеру, неспособность некоторых преподавателей заинтересовать учеников своим предметом.
"Ребенок приспосабливается к любым переменам быстрее и легче, чем взрослый, у него более гибкая психика, так что сам по себе переход на онлайн-обучение проблемой быть не должен, — утверждает психиатр. — Другой вопрос, есть ли у него вообще желание учиться. Если взрослый осознает ценность знаний и может заставить себя сосредоточиться на том, что важно, но подано в неинтересной форме, то от ребенка такой сознательности ожидать не следует. Пока занятия в классе шли своим чередом, родители и учителя могли не замечать, что предмет ему не интересен. Возможно, срабатывали дополнительные стимулы — конкуренция, например, или желание получить чье-то одобрение. Возможно, ученик у кого-то списывал то, что не мог решить сам или пользовался подсказками одноклассников, если недоучил. В дистанционном варианте эти факторы исчезли и обнажились проблемы, в действительности существовавшие и до пандемии".
Игровой формат
В сборнике методических рекомендаций по дистанционному обучению, который совместными усилиями выпустили Министерство образования, международный фонд "Відродження" и общественная организация "Смарт освіта", говорится о необходимости разработки индивидуальных учебных планов для каждого ребенка и дополнительных консультаций между детьми и преподавателями. Кроме того, рекомендации предполагают, что при онлайн-обучении школьников учителя будут использовать комиксы, интерактивные игры и видеопособия. Но для реализации этих прекрасных идей требуются ресурсы, которых нет у большинства украинских школ.
82,2% родителей и 74% учителей считают дистанционное обучение неэффективным
Во время первого локдауна с марта по май 2020 года некоторые стартапы, специализирующиеся на онлайн-обучении, предоставляли бюджетным школам бесплатный доступ к собственным методическим материалам и даже проводили учительские мастер-классы, чтобы помочь организовать занятия и контролировать усваивание учебного материала на дистанционке. Однако при всей важности таких инициатив у них не было шансов спасти ситуацию в масштабах страны. Их охват — капля в море по сравнению с общим количеством украинских школьников.
Как отмечает Наталья Лимонова, основатель Global Innovative Online School, дети, рожденные в цифровую эпоху, живут в огромном потоке информации, обладают клиповым мышлением, поэтому им совершенно не заходят долгие лекции с "говорящими головами". Они привыкли к короткому яркому контенту в "Тик-Токе" и "Инстаграме". Информацию нужно им подавать концентрированно, 5–10-минутными лекциями, с яркими образами.
"Внимание ребенка очень быстро переключается, даже пятиминутное видео лучше прерывать интерактивными вопросами, — говорит Лимонова. — Мы, например, работаем с разнообразным контентом: анимационные видео-лекции с аудиорядом, красочные схемы, интерактивные задания разного уровня сложности. Все геймифицированно: проходя уроки, дети зарабатывают баллы и дополнительные "жизни", прокачивают аватары, получают награды, могут увидеть себя на "аллее славы". То есть они изучают серьезную математику в привычной игровой среде, с примерами из жизни, так повышается уровень вовлеченности и формируется понимание сферы применения знаний".
Социальный голод — еще одна проблема дистанционной учебы
Одна из типичных ошибок преподавателей, осваивающих онлайн-формат, по мнению Натальи Лимоновой, заключается в том, что они забывают о потребности детей в общении между собой. В структуру урока нужно встраивать элементы, предполагающие взаимодействие между учениками. К примеру, в ее школе есть математические лагеря, где учитель ведет мини-группы и не просто объясняет темы, а дает задания для командной работы, мотивирует к совместному поиску решений. Дух соревнования позволяет получить дополнительную мотивацию и улучшает усвоение материала.
Важно Онлайн навсегда. Почему карантин радикально изменит среднее образованиеЕвгения Дубровская подчеркивает, что нехватка общения не позволяет сосредоточиться на учебе, так же, как голод, жажда или любая другая неудовлетворенная потребность. Причем ухудшение успеваемости — далеко не самое опасное из последствий социальной депривации.
"По сути, речь идет о проблеме гораздо более серьезной, чем снижение уровня знаний, — говорит психиатр. — Информационные пробелы всегда можно восполнить, выучить то, что пропустил. А вот отсутствие навыка общения, который должен был сформироваться в школьные годы, компенсировать будет гораздо сложнее, и это скажется во взрослой жизни. Кроме того, социальная депривация травматична. Я, к сожалению, уже замечаю ее последствия на своих пациентах. Ко мне гораздо чаще, чем раньше, приводят детей с самоповреждениями и явно деструктивным поведением".