"Добавляй, добавляй!": обнародованы записи "черных ящиков" разбившегося Ан-26 под Харьковом
"Добавляй, добавляй!": обнародованы записи "черных ящиков" разбившегося Ан-26 под Харьковом

"Добавляй, добавляй!": обнародованы записи "черных ящиков" разбившегося Ан-26 под Харьковом

Государственное бюро расследований обнародовало записи "черных ящиков" самолета Ан-26, который 25 сентября 2020 года разбился под Чугуевом Харьковской области, погибли 26 молодых военных Харьковского университета воздушных сил.

Об этом пишет "ТСН".

25 сентября 2020, 20:44

Командир экипажа: "Добавляй, добавляй!"

Бортовой техник: "Добавляю!"

Командир экипажа: "Флюгуй, бл**ь!"

Бортовой техник: "Флюгую левый!!! В флюгере ... Управление как?"

Командир экипажа: "Никак!!!"

Это были последние слова в эфире. Дальше произошла катастрофа. Самолет упал, из 27 человек, находившихся на борту, выжил только один.

По словам руководителя Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз Министерства юстиции Александра Рувина, количество людей в самолете значительно превышало допустимую норму.

И это не единственное нарушение, что подтверждают последние переговоры в пилотской кабине. Дело в том, что один штурвал был в руках 30-летнего командира экипажа Богдана Карманы, другим руководило два курсанта - по очереди, с позывными 97 и 99.

Курсант "97": "97, конвейер 600 ..."

Курсант "99": "99, взлет 600"

Курсант-летчик за штурвалом может сидеть, но в таком случае людей на борту быть не должно. Потому что это как учиться водить автобус сразу с пассажирами.

"Основному пилоту становится плохо в полете, что курсант-летчик может сделать?", - пояснил следователь.

По всем нормам безопасности, полный борт людей должны были пилотировать два опытных летчика.

Курсант "97": "97, конвейер 600 ..."

Курсант "99": "99, взлет 600"

Руководитель полетов: "99, взлетайте, 600 ....".

Это, по мнению следствия, был роковой момент. Руководитель полетов Александр Жук дал добро на взлет борту для выполнения упражнения "конвейер".

"Конвейер" - это намотки кругов самолетом без остановки. Взлет, круг, заход на посадку, касание земли около 20 секунд и снова взлет. Однако таблице полетов в тот день, группа должна была осуществлять совсем иное упражнение "заруливание". Оно предусматривает взлет, круг, посадку, полную остановку и заруливание в бокс. Там самолет осматривается техниками, а группы курсантов сменяют друг друга.

Причина отклонения от плана в том, что в 2018 году командующий ВВС Сергей Дроздов подписал временный курс летчиков, позволяющий взлет конвейером на самолетах АН.

Вместе с тем, эксперты установили, что полеты конвейером на АН не предусмотрены руководством по летной эксплуатации. То есть в инструкциях ни слова о том, можно ли было это делать.

АН-26 заходил на посадку после пятого круга, впереди по плану было еще три. Посадил самолет курсант с позывным "97".

Курсант "97": "97, конвейер 600 ..."

А через несколько секунд разрешение на взлет попросил уже "99".

Курсант "99": "99, взлет 600"

Не исключено, что парни менялись местом за штурвалом прямо на ходу.

"Курсант-летчик - он менял друг друга прямо в полете, когда они взлетали по движению самолета пробега по полосе и разбега. В этот момент бортовой техник должен оставить свое место", - пояснил следователь ГБР Иван Пузыревский.

Пробег самолета по земле во время "конвейера" - около 20 секунд. Скорость - до 200 километров в час. Время на принятие решения - одна-две секунды. И эти секунды командир экипажа упустил.

Командир экипажа: "Разрешили 99"

Бортовой техник: "Закрылки ... (шум). Так, командир, я не понял".

Штурман: "200 решение"

Курсант "99": "Взлетаем".

Командир экипажа: "Что ты говоришь, Олег?"

Бортовой техник: "Левый не загружается"

Штурман: "Самолет в воздухе"

Это "командир, я не понял" борттехник произнес еще на земле, но на него никто не отреагировал. АН поднялся вверх и только в этот момент командир экипажа наконец спросил, что случилось. А случилась поломка - в левом двигателе отказала система ПРТ-24 для опытных летчиков - это не критично.

Левый двигатель не запускался на всю мощность. Это означало, что правый работает на 100%, а левый - на 40%. Борт начал терять скорость и его потянуло влево.

О неисправности экипаж доложил руководителю полетов - на землю. До падения оставалось 8 минут.

Командир экипажа: "Что руководителю докладывать, нет?"

Бортовой техник: "Скажи падение ИКМа"

Командир экипажа: "99, падение ИКМа"

Руководитель полетов: "99, принято"

НА 7 минуте руководитель полетов скажет только одну фразу "посадку разрешаю".

Курсант "99": "99, после дальнего, шасси механизация выпущена к посадке готов"

Руководитель полетов: "99, посадку разрешил"

Почему руководитель полетов не проконтролировал все действия экипажа после возникновения поломки и не сопровождал борт на посадочную полосу? Это еще один вопрос, на который искали ответы.

"Их действиями никто не управлял. Руководитель судна Воздушных сил не имел права летать в темное время", - пояснил руководитель Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз Министерства юстиции Александр Рувин.

Руководитель полетов Александр Жук, который сейчас находится под следствием, пояснил, что доклады экипажа были нечеткими. К тому же, самолет вполне может сесть на одном двигателе.

Но руководитель полетов нужен именно для того, чтобы в момент кризиса стать дополнительной опорой экипажа. Они действовали сами, и с посадкой на одном двигателе не справились.

Как сообщал "Апостроф", один из пилотов самолета АН-26, потерпевшего крушение в Харьковской области, Ашраф Мсуя за день до трагедии в телефонном разговоре с матерью говорил, чтосамолет был неисправен — двигатели воздушного судна неоднократно отказывали.

Теги по теме
военные Харьковская область
Источник материала
Поделиться сюжетом