/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F107%2F7a5163a3049930fb863accb9b22d49f4.jpg)
Подержанная Лада 4×4: все достоинства и недостатки
![]()
Шумная, ломающаяся, прожорливая, всего три двери.
Но на вторичке не залеживается, и тому есть причины.
Автор Сергей Зиновьев.
Шедевр советского автомобилестроения с 1977 года назывался ВАЗ‑2121 Нива, в 2006‑м получил безликое имя 4×4.
Пережил множество модернизаций (обычно пакетами каждые два-три года) и обновлений.
Из дюжины модификаций самая востребованная – ВАЗ‑2131 с пятидверным кузовом.
Он длиннее на 500 мм: намного больше полезного объема (багажник 420 л против 265 л у трехдверки), но у длинной машины хуже проходимость.
Самый дешевый автомобиль с постоянным полным приводом.
֍Выдающаяся энергоемкость подвески, высокие способности на бездорожье.
֍ Прост в ремонте, запчасти есть везде.
Нестабильное качество сборки, многих комплектующих и запчастей.
֍Недостаток мощности и динамики, управляемость прошлого века.
֍Спартанское оснащение, устаревшая эргономика.
Восьмиклапанный двигатель ВАЗ‑2121 (79–83 л.
с.) в 1994‑м получил увеличенный объем 1,69 л и систему впрыска.
Позже его многократно дорабатывали, в том числе под экологические нормы.
Его же применяли на пятидверке Chevrolet Niva.
Ресурс цепи привода ГРМ около 100 000 км, но при везении она может пережить мотор – предел оценивают в 150 000 км.
Сам двигатель прост и ремонтопригоден.
Основные недостатки: шумный, прожорливый, склонен к масложору и перегреву (из-за капризов термостата), часты производственные дефекты у различных элементов.
![]()
Капот открывается в «неправильную» сторону, запаска обитает в моторном отсеке – это экономит объем багажника.
Но он всё равно слишком тесен.
Коробки передач под стать двигателям – старые кони, прошедшие несколько модернизаций и не портящие борозды.
Беспроблемная и почти вечная МКП, к сожалению, редка на вторичке.
Но и адаптивный пятиступенчатый автомат практически лишён слабых мест и чрезвычайно живуч.
Главный недостаток – задумчивость.
Единственная механическая коробка тоже постоянно дорабатывалась, а пятую ступень обрела в 1995 году.
Глубокую модернизацию прошла в 2013‑м (индекс 21214М), но сохранила многие врожденные недостатки: шумность, вибрации, течи сальников.
Требует постоянного контроля уровня масла.
При жестких режимах эксплуатации готовьтесь чинить коробку каждые 25–30 тысяч км.
В 2009 году завод повысил качество и ресурс многих компонентов полноприводной трансмиссии: внедрено новое сцепление Valeo, усилена демпферная пружина, раздаточную коробку снабдили улучшенной вентиляцией картера, заменили материалы различных уплотнителей, ввели более строгие требования к производству карданных валов и т. д.
К сожалению, доработки не коснулись механической части древней раздатки – к её гулу, вибрациям и непредсказуемому ресурсу всегда было много нареканий.
Раздатка позволяет включать пониженную передачу и блокировать межосевой дифференциал.
![]()
В 2016 году завод модернизировал подвеску по двенадцати позициям, заменив, в частности, требовавшие регулировки ступичные подшипники необслуживаемыми.
Стало лучше, но в целом подвеске по-прежнему нужна переборка каждые 40–50 тысяч км.
В числе слабых мест – пружины и амортизаторы, сайлентблоки, шаровые опоры.
Невелик ресурс расходников тормозной системы.
֍Одной из вечных болячек остаются течи антифриза через различные соединения, краник печки или из помпы.
Расширительный бачок недостаточно прочный.
֍ То же и с течами масла – текут двигатель и все узлы трансмиссии, а замена сальников помогает лишь на некоторое время.
֍ Ещё один неизлеченный недуг – слабые уплотнители проемов салона пропускают влагу.
Лечится установкой на герметик.
֍ Внезапные отказы важных агрегатов при небольших пробегах редки.
Зато в любой момент может «накрыться» что-нибудь по мелочи: например, моторчики стеклоочистителей или вентиляции салона.
не проводился.
Самое массовое предложение на вторичке: ВАЗ‑2121.
не ранее 2013 года выпуска.
ЗА РУЛЕМ №01 2021.

