/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F107%2Fe104b6be75c509f0443daac1a2676a12.jpg)
Тест автомобиля, который нельзя купить
![]()
Путешествие в пространстве и во времени на партийно-номенклатурном автомобиле.
Первый серийный ГАЗ‑14 появился в 1976 году.
Применять термин «товарный» в этом случае как-то неприлично, ведь продавать Чайку никто никому и никогда не собирался.
О новой советской машине высшего, как писали тогда, класса уже рассказывала пресса.
Но более важным и освещаемым в стране событием 1976 года было, конечно же, 70‑летие Генерального секретаря ЦК КПСС, члена Политбюро ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР, Маршала Советского Союза Леонида Брежнева.
![]()
Машина была сделана для особого мира и особой жизни.
По этому поводу на экраны страны вышел полнометражный документальный фильм «Повесть о коммунисте».
Школьников водили на него добровольно-принудительно.
Впрочем, подобные культпросветпоходы не вызывали особого раздражения, поскольку проводились вместо уроков.
А из темного зала при определенной ловкости можно было и улизнуть.
Первую новую Чайку – вишневую, со светлым салоном – как раз и подарили юбиляру Брежневу.
Мир казался прочным и стабильным, а жизнь Чайки виделась долгой и счастливой.
Птичья фамилия.
Разработку нового представительского автомобиля в Горьком начали почти за десять лет до этого, еще в 1967 году, когда новая Волга ГАЗ‑24 была уже фактически готова к производству.
Предыдущая Чайка ГАЗ‑13 на фоне зарубежных аналогов уже в начале 1960‑х выглядела динозавром, чудом пережившим пару этапов эволюции автомобильной флоры и фауны.
Конечно, машина была сделана для особого мира и особой жизни с особыми представлениями о развитии.
Но похвастаться ей где-нибудь на международной выставке, как в 1958‑м в Брюсселе, где некогда показали первую Чайку, уж конечно не получилось бы.
![]()
Двигатель V8 питают два карбюратора.
Новую Чайку делали долго и тщательно.
Изготовили семь прототипов, отличающихся друг от друга.
И хотя машину, как и ГАЗ‑13, проектировали по американским канонам, в результате получился не только вполне современный, но и достаточно самобытный автомобиль.
![]()
В дальнем конце багажника – импортный кондиционер.
![]()
ВТОРАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ.
Чайку ГАЗ‑14 выпускали с 1976 по 1988 год.
Седан (лимузин могли сделать на заводе по заказу) длиной 6114 мм и с колесной базой 3450 мм оснащали двигателем V8 рабочим объемом 5,5 литра (220 л.
Коробка передач – автоматическая, трехступенчатая.
Всего изготовили 1414 машин.
Абсолютно новый кузов и интерьер дополнили свежими техническими решениями.
ГАЗ‑14 обрел бесшкворневую переднюю подвеску, тормозную систему с тремя усилителями, двумя независимыми контурами и дисками спереди.
Восьмицилиндровый двигатель модернизировали, подняв мощность с 195 до 220 л.
благодаря установке двух карбюраторов.
Кстати, такое решение на серийном советском автомобиле применили первый и последний раз.
В общем, для советского автопрома ГАЗ‑14 был явным и значительным шагом вперед.
Машина встала в советском легковом типаже на полступеньки ниже членовозов марки ЗИЛ, предназначенных лишь для членов Политбюро и самых почетных иностранных гостей.
А Чайку создали для чиновников уровня секретарей обкомов и министров.
Делали ГАЗ‑14 в бóльших количествах, чем ЗИЛы, но тоже совсем немного.
В 1976 году собрали всего одну машину – ту самую, брежневскую, в 1977‑м – пять.
В последующие годы производство немного нарастили.
Большому кораблю.
![]()
Никакой холодной и скользкой кожи! Салон отделан мягким уютным велюром.
Ощущения знакомые.
Сравнивая «тринадцатую» Чайку и ГАЗ‑14, убеждаюсь: если первая не только внешне, но и по ездовым качествам очень похожа на американские машины 1950‑х годов, то в преемнице логично читаются заокеанские «крейсеры» 1960‑х.
![]()
В приборах нет откровений, аналогичные видели перед собой водители Волги ГАЗ‑3102, а потом и ГАЗ‑24-10.
![]()
Слева – педаль стояночного тормоза.
ГАЗ‑14 ожидаемо очень мягок на ходу, очень комфортен.
Черный «крейсер» уверенно переплывает всяческие дорожные неровности.
Несмотря на гигантские габариты (длина более шести метров), автомобиль как-то даже расслабляет.
Смотрте также.
![]()
ЖИЗНЬ АВТОМОБИЛЕЙ СССР В КИТАЕ, КОРЕЕ, НА КУБЕ.
ГАЗ‑14 порезвее предыдущей модели, но – не сильно.
Динамика не ошеломляет, скорее – вызывает ироничную усмешку.
На длинной прямой вдавливаю педаль газа в пол и… Мотор зарычал хищно и недовольно, слово разбуженный раньше срока медведь.
Однако лишь через несколько мгновений коробка с заметным рывком подоткнула передачу пониже и машина наконец-то начала ускоряться, но – плавно и неторопливо.
Впрочем, и это вполне по-американски.
Большинство заокеанских машин того времени стремительностью разгона тоже не поражали.
![]()
Автоматическая трехступенчтая коробка передач с дополнительными положениями: только первая передача или не выше второй.
![]()
Продвинутый рижский радиоприемник создали специально для ГАЗ‑14.
![]()
В комплект к приемнику – самый крутой по тем временам кассетный магнитофон.
А пассажиру Чайки, облаченному в серый строгий костюм и столь же серые плащ и шляпу, торопиться и не пристало.
Ведь это всё равно, как если бы он, покинув задний «диван», вдруг стремительно запрыгал по широченной лестнице здания обкома.
Не по чину! Да и совещание без первого лица не начнут.
ДРУГИЕ БЕРЕГА.
Во всем мире автомобили класса ГАЗ‑14 во второй половине 1970‑х делали лишь несколько компаний.
![]()
Cadillac Fleetwood.
75‑й серии: V8, 8,2 л, 193 л.
с., трехступенчатый автомат; задняя подвеска – пневматическая.
![]()
Lincoln Continental.
V8, 7,5 л, 200 л.
с., трехступенчатый автомат.
![]()
Daimler DS420 Limousine.
рядная «шестерка», 4,2 л, 245 л.
с., трехступенчатый автомат.
![]()
Mercedes-Benz 600 (W100):.
V8, 6,3 л, 250 л.
с., трехступенчатый автомат; пневматическая подвеска.
И уж тем более водитель – вышколенный и дорожащий таким рабочим местом – не станет хулиганить в поворотах.
Легкое мягкое покачивание – норма для подобного автомобиля.
Но заламывать и кренить его, рискуя стащить кузов с рамы, – нонсенс.
Впрочем, машина даже в поворотах ведет себя довольно прилично.
Один из знакомых профессиональных испытателей, опробовавших в свое время на полигоне все легковые ЗИЛы и ГАЗ‑14, предпочтение отдавал именно последнему – по части управляемости.
Но у Чайки неожиданно тяжелый руль.
Хотя это лишь некая иллюзия: реакции огромной, «рояльной» крышки капота, простирающейся перед глазами водителя, а потом и всего автомобиля на повороты руля в любом случае замедленные и ленивые.
Своя гармония в этом автомобиле есть.
Не его дело проталкиваться в пробках современного суетного города.
Его стихия – широкие проспекты и просторные площади.
А для пущего удобства передвижения – машина ГАИ спереди.
Или, по крайней мере, милиционер у тротуара, почтительно отдающий честь.
Вообще-то, ГАЗ‑14 – прекрасный автомобиль для дальних путешествий.
И здесь тоже читается родство с заокеанскими машинами.
Плывешь себе по ровному и широкому хайвею.
Знай слушай Дюка Эллингтона или, скажем, Фрэнка Синатру, бархатно воркующего из динамиков стереосистемы, да не забывай доливать бензин.
Но можно ли представить себе секретаря обкома, который отправился с семьей на курорт не самолетом, пройдя через депутатский зал, а за рулем просторного автомобиля, загрузив в него домочадцев и весь багаж? Театр абсурда! Даже если из динамиков самой продвинутой на тот момент советской автомобильной стереосистемы будет звучать голос Людмилы Зыкиной или Муслима Магомаева.
Жертва ускорения.
![]()
Если первая Чайка ГАЗ‑14 родилась в год юбилея генсека Брежнева, то машина, на которой я путешествую во времени и пространстве, сошла с конвейера в не менее судьбоносном для страны 1985‑м.
Именно в тот год собрали 151 автомобиль – рекорд в истории новой Чайки.
А еще произошло то, что совсем скоро изменит всю советскую жизнь, в том числе судьбу второй – и последней – Чайки.
![]()
Страпонтены – дань традиции.
В Чайке откидные сиденья использовали крайне редко.
![]()
Емкая пепельница по тем временам – хороший тон.
![]()
Аудиосистемой можно управлять и с заднего сиденья.
![]()
Руководителя высокого ранга не должен отвлекать прозаический пейзаж за окном.
Да и на него самогó глазеть нечего.
![]()
На задних дверях – две ручки открывания, чтобы удобно было и сидящему на страпонтене.
Мир через десятилетие после дебюта ГАЗ‑14 очень сильно изменился.
Именно в 1985‑м начали производство персонального компьютера Amigo 1000 – первого, который мог решать несколько задач одновременно.
САМЫЕ РЕДКИЕ.
До начала серийного производства сделали семь прототипов ГАЗ‑14.
Модификаций у Чайки было немного, и собирали их единицами.
![]()
Первый прототип ГАЗ‑14 1967 года, «перелицованный» дизайнером Львом Еремеевым в 1968 году.
![]()
Первый, условно говоря, товарный автомобиль 1976 года – подарок генсеку Леониду Брежневу.
![]()
ГАЗ-РАФ‑3920 – санитарный автомобиль для правительственного Четвертого главного управления Минздрава СССР.
В Риге сделали пять экземпляров, один отправили на Кубу.
ГАЗ‑14-05 – автомобиль для парадов, созданный по заказу Министерства обороны.
В 1981–1988 годах изготовили 15 экземпляров.
А в СССР в марте 1985 года к власти пришел новый, небывало молодой по советским меркам генсек Михаил Горбачев, вскоре провозгласивший курс на ускорение развития страны.
Тогда, правда, не догадывались, во что это выльется.
Конечно, в тот момент никто не собирался губить социализм и снимать Чайку с производства.
Однако что такой автомобиль можно, скажем, продавать всем желающим, тоже никому в голову не приходило.
Но жизнь-то действительно ускорилась.
Появились хозрасчет и кооперативы, в том числе торговые.
С номенклатурной машиной, рожденной иной эпохой, тоже должно было что-то случиться.
Чтобы продлить жизнь Чайке, можно было пустить ее в торговую сеть.
Но тогда надо было всерьез рассчитать явно не маленькую себестоимость.
Да и длинные очереди за машиной вряд ли выстроились бы.
Тем более что к концу 1980‑х в страну уже пошли самые разные иномарки, пусть даже преимущественно подержанные.
Дело было даже не в борьбе с привилегиями, которой увлеклись тогда все и жертвой которой в итоге и стала последняя Чайка.
Автомобиль попросту перестал вписываться в новую жизнь с иными товарно-денежными отношениями.
Официально производство ГАЗ‑14 закончили 24 декабря 1988 года на отметке «1414 экземпляров» – вполне достойной того, чтобы уже тогда числить машину раритетом.
Поскольку специальные (это один из главных советских терминов, означающий нечто особенное и не всем доступное: вход, магазин, столовую) машины жили да и сейчас живут «специальной» жизнью, многие из них сохранились в приличном или даже очень хорошем состоянии.
Вот и эта, с которой мы, к сожалению, уже расстаемся, – ухоженная и практически в первозданном виде.
Пожелаем ей здоровья и долголетия.
Учитывая ее особый статус, в этом-то я не сомневаюсь.
Редакция благодарит за предоставленный автомобиль Романа – руководителя.
ЗА РУЛЕМ №10 2019.

