Совет стражей конституции отсеял всех реформистов и умеренных политиков на президентских выборах.
В Иране президентские выборы с существенным отрывом победил глава Верховного суда, связанный с "комиссией смерти" ультраконсерватор Эбрахим Раиси, которого также пророчат в преемники самого верховного лидера Ирана.
Избранный президент уже полтора года находится под американскими санкциями и отказывается встретиться с президентом США Джо Байденом. Однако он не против вернуться к ядерной сделке. Корреспондент.net рассказывает подробности.
Президентское кресло вместо расследования преступлений
Победу на президентских выборах, прошедших в Иране 19 июня, одержал 60-летний председатель Верховного суда Эбрахим Раиси. Он сменит на этом посту нынешнего лидера страны Хасана Роухани, который не имел права снова выдвигать свою кандидатуру после двух четырехлетних сроков подряд.
Эбрахим Раиси получил абсолютное большинство голосов уже в первом туре: за него проголосовали 62,2 процента пришедших на участки. За его главного соперника, экс-главы Корпуса стражей исламской революции Мохсена Резаи, более ориентированного на реформы, проголосовади 11,5 процента
Выборы, однако, проходили при рекордно низкой явке: из 59 миллионов иранцев, обладающих правом голоса, на избирательные участки пришло 48,8 процента. Это самый низкий показатель за всю историю президентских выборов в Иране. Число испорченных бюллетеней (4,1 миллиона) было больше, чем получил кто-либо из трех соперников Раиси.
Единственный кандидат-неконсерватор, бывший глава Центробанка Ирана Абдольнасер Хеммати, причисляющий себя к умеренным кругам, получил 2,4 миллиона голосов.
Для сравнения, пока еще действующий президент на выборах 2013 года набрал 18,6 миллиона при явке 72,7 процента, а в 2017 году он победил с 23,6 миллиона и явкой 73,3 процента. Конкурентом президенту Роухани на выборах 2017 года был как раз Эбрахим Раиси, набравший тогда 15,8 миллиона голосов (38,2 процента).
Нежелание большинства жителей страны идти на выборы во многом связано с их "предопределенным характером". По крайней мере в соцсетях именно так иранцы объясняют свой отказ от голосования. Кроме того, иранские диссиденты со всего мира активно призывали к бойкоту этого голосования.
Исход выборов считался предопределенным из-за недопуска кандидатов от крыла реформаторов, к которому относится в том числе Хасан Роухани. Прямая просьба действующего президента к верховному правителю Али Хаменеи о расширении круга участников для обеспечения конкуренции на выборах осталась без ответа.
Новый президент Ирана - консервативный священнослужитель и "сеид" - так в шиитской традиции называют тех, кто ведет свою родословную непосредственно от пророка Мухаммеда.
К тому же он земляк аятоллы Хаменеи - оба родились в священном для шиитов городе Мешхед. Известный своей антизападной риторикой Раиси считается близким к Хаменеи. Аятолле 82 года, и многие прочат ему в преемники именно Раиси.
Западные эксперты считают, что приход к власти ультраконсерватора будет означать ужесточение как внешней, так и внутренней политики Ирана. Такие опасения во многом связаны с фигурой Раиси, которого называют "палачом 88 года".
Политик известен тем, что в конце 1980-х годов прошлого века был одним из четырех судей, заседавших в так называемых "комиссиях смерти" и отправивших на казнь десятки тысяч человек.
Более того, Раиси не раз критиковал правительство Роухани за готовность к переговорам с Западом, заявляя, что Иран должен вести диалог только на языке силы.
Однако Ирану, чья экономика находится в бедственном положении, жизненно важно добиться снятия американских санкций, что подразумевает уступки на переговорах о возобновлении иранской ядерной сделки. Тегеран очень рассчитывает возобновить экспорт нефти и хоть немного подлатать дыры в бюджете.
Напомним, что возобновление санкций Дональжом Трампом ввергло иранскую экономику в глубокую рецессию, а Роухани подвергся критике со стороны ультраконсерваторов за свое доверие к Западу. На данный момент американские санкции не позволяют Ирану продавать нефть и вести торговлю с большинством стран мира.
Внешнюю политику в стране определяет верховный лидер, президент лишь выполняет озвученные им идеи. На этот раз и аятолла, и Эбрахим Раиси выступали за возобновление переговоров с США.
Избранный презилент заявил, что США обязаны вернуться к выполнению ядерной сделки, но встречаться с американским лидером он не собирается даже в случае снятия всех санкций.
Отметим, что администрация Роухани находится у власти до августа и правящая верхушка хочет, чтобы о сделке договорились еще при нем.
"В этом случае на него можно будет свалить все неудачи и возможные недочеты, а Раиси сможет забрать себе все экономические дивиденды (положительные последствия от снятия экономических санкций), - говорит программный директор по Ирану из International Crisis Group Али Ваез, которого цитирует Bloomberg.
В данный момент в Вене продолжаются международные переговоры по возобновлению ядерной сделки. Иранскую делегацию возглавляет министр иностранных дел страны Мохаммад Джавад Зариф. Многие наблюдатели полагают, что переговоры завершатся еще до августа.
При этом иранские переговорщики уже давно утверждают, что в Вене достигнута договоренность о снятии секторальных санкций с Ирана, в том числе на экспорт нефти. В Вашингтоне это заявление не комментируют.
Что касается самих выборов, то, по мнению Госдепа, "иранцам отказали в праве выбирать своих лидеров на основе свободного и справедливого избирательного процесса".
Некоторые западные СМИ задаются вопросом, как президент Байден, ставящий в центре внимания тему прав человека, отнесется к новому президенту Ирана, которому правозащитники не намерены забывать прошлое.
"Избрание Эбрахима Раиси на пост президента вместо расследования его преступлений против человечности в виде убийств, похищений и пыток является мрачным напоминанием о том, что в Иране царит безнаказанность", - написала генсек Amnesty International Аньес Калламар в своем микроблоге в Twitter.