Вундеркинд среднего возраста. Итамар Борохов на Leopolis Jazz Fest 2021
Вундеркинд среднего возраста. Итамар Борохов на Leopolis Jazz Fest 2021

Вундеркинд среднего возраста. Итамар Борохов на Leopolis Jazz Fest 2021

Джазмен Итамар Борохов о том, почему у него не было детства и что роднит музыку с игрой в американский футбол.

Полурасстегнутая рубашка, золотые цепи на волосатой груди, массивный перстень на мизинце… Не таким я представляла повзрослевшего музыкального вундеркинда, который в шесть лет играл Мусоргского, а теперь его авторские композиции исполняет оркестр Линкольн Центра. Передо мной Итамар Борохов, уроженец Тель-Авива, проживающий в Нью-Йорке, — трубач, скрипач, пианист и композитор, любимец музыкальных критиков.

В Украину он приехал, чтобы выступить на главной сцене Leopolis Jazz Fest 2021. Его концерт открывал 10-й юбилейный фестиваль. Особое место Борохова в списке хедлайнеров этого года объясняется тем, что в 2020-м он получил престижную премию LetterOn Rising Stars Jazz Award (European Edition). Это самая свежая, но далеко не единственная музыкальная награда в коллекции Итамара.

Итамар Борохов на Leopolis Jazz Fest 2021

Последние семь лет профильные медиа то и дело рассыпаются в комплиментах на его счет. Альбому Blue Nights, изданному в ­2019-м, присвоен рейтинг пяти звезд в престижном международном ревю Dоwnbeat Magazine и на UK Vibe. Ресурс AllMusic.com признал его лучшим альбомом года сразу в двух категориях — World Music и Jazz.

"Когда играешь в группе, нужно быть расслабленным и целеустремленным одновременно. Не надо пытаться все контролировать, надо принять то, что непредвиденное будет происходить"

Скептики связывают благосклонность критиков с тем, что израильская музыка сейчас в моде, мол, дело вовсе не в собственных успехах Борохова, а в общих трендах, и в скором времени ветер может перемениться. Впрочем, его предыдущий альбом Boomerang оказался на 5-м месте по количеству скачиваний в iTunes Jazz и на 6-м — в Amazon Jazz. Публика голосует за него кровным долларом, а это аргумент более весомый, чем любые хвалебные отзывы.

Судя по манере держаться и говорить о себе, Борохов принимает успех как должное — общее место для тех, кто в раннем детстве привлекал всеобщее внимание особыми дарованиями. Итамар, сын израильского композитора и аранжировщика Исраэля Борохова, в два с половиной года наслушавшись, как отец репетирует в гостиной с другими музыкантами, потребовал, чтобы ему купили скрипку.

Родители отвели его к учителю музыки, но оказалось, что начинать играть в таком возрасте нельзя — кости еще не окрепли настолько, чтобы выдержать вес скрипки на плече. Во избежание деформации позвоночника начало уроков отложили до тех пор, пока мальчику не исполнится три.

Важно Празднику быть: на Atlas Weekend летит Fatboy Slim, Go_A прошумят в Тернополе, а Seal — во Львове

Полгода ребенок не упоминал о скрипке, родители уже решили, что это был каприз, о котором можно забыть, но в свой третий день рождения Итамар заговорил о ней снова. Пришлось купить. В шесть лет он уже играл на фортепиано, в девять — на гитаре, в одиннадцать перешел на духовые инструменты. Сейчас 37-летний Борохов выступает в основном как трубач. Для него по индивидуальному заказу сделана труба со звуковым диапазоном шире, чем у обычной.

Почему, начав со скрипки и фортепиано, вы в итоге выбрали трубу?

— Мне всегда нравились "Картинки с выставки" Мусоргского. В детстве много раз слышал их в записи в оркестровке Равеля [французский композитор и дирижер Жозеф Марис Равель], но не видел, на чем играют. Пытался сам подобрать на фортепиано, используя только черные клавиши. Звучание получалось не то. Так и не знал, что за инструмент нужен, до тех пор, пока не услышал эту пьесу на концерте, — оказалось, труба. Потом в первом классе на занятиях нам ставили Summer time в исполнении Луи Армстронга — снова труба. Окончательное решение, конечно, принял гораздо позже. Я еще экспериментировал с гитарой, даже с губной гармошкой, но в итоге труба все-таки позвала меня и я откликнулся.

Каково это — вырасти и лишиться статуса музыкального вундеркинда?

— Непросто. Мы живем в мире, где юность переоценена. Все ждут появления нового ребенка-звезды. О таланте и амбициях любят говорить именно в сочетании с молодостью. Но это несправедливый подход. Возраст и опыт не делают нас менее перспективными. Ко многим прекрасным музыкантам, в том числе джазовым, успех пришел уже в зрелые годы. Взять хотя бы Джона Колтрейна или Юсефа Латифа — легендарные люди, а начали поздно. Меня иногда спрашивают, как сказалась на моей жизни ранняя популярность, но парадокс в том, что сам я не ощущал себя особенно молодым. Да и не уверен, было ли у меня детство.

Детства у вас не было из-за постоянных занятий музыкой?

— По другим причинам. Пришлось рано повзрослеть. Я учился в первом классе, когда началась война между Израилем и Ираком. Потом несколько серий терактов произошли, когда я был в начальной школе. Трудно оставаться ребенком, если совсем близко гибнут люди. Развод родителей тоже не добавил моей жизни беззаботности.

"Мы живем в мире, где юность переоценена. Все ждут появления нового ребенка-звезды. Возраст и опыт не делают нас менее перспективными"

Музыка как раз смягчала негативные эффекты. Была отдушиной, сказочным миром, в который можно сбежать от реальности. Только не подумайте, что я жалуюсь на жизнь. Мне на самом деле во многом повезло. Например, достались самые лучшие учителя музыки. Вы же слышали о Лори Фринк — она была просто гуру игры на трубе. Мы дружили, я приходил к ней в гости на праздники и научился у нее многим важным вещам. Одна из них: когда играешь в группе, нужно быть расслабленным и целеустремленным одновременно. Не надо пытаться все контролировать, надо принять то, что непредвиденное будет происходить. Это похоже на игру в американский футбол. Бессмысленно выходить на поле и пытаться избежать столкновений. Нужно заранее знать, что тебе сделают больно, и просто поставить себе цель выиграть матч.

Солирует Итамар Борохов

К слову, о везении. Вы последний ученик легендарного джазмена Арни Лоуренса, хотя труба — не его инструмент. Как так вышло?

— Я играл в его группе. Мы пересеклись как-то на джем-сейшн. Поиграли вместе, потом стали общаться и очень сблизились. Он послушал мои композиции и одобрил. Взял меня в состав своей последней группы, которую создал уже после того, как переехал в Израиль из США. Я очень хотел у него учиться. Конечно, Арни — саксофонист, а я трубач, но концепции игры, которые он мог мне передать, применимы для любого инструмента. Это не о трубе или саксофоне, а о музыке как таковой. Он отказывался давать уроки, говорил, что не преподает, но я был настойчив. В итоге Арни успел провести со мной всего два урока. Но играли вместе мы целый год.

Важно Дiвки гуляли, шубу порвали. Солистка Go_A — о том, как в финале Евровидения ее "накрыло" эмоциями

Вы как-то сказали, что в творчестве вдохновляетесь иудейской и мусульманской традициями, а еще — буддизмом и греческой философией. Как в вашей голове уживаются эти враждующие миры?

— Вся моя жизнь — смешение культур. Семья отца переехала в Израиль из Бухары в 1918 году, а мамина — из Риги, причем эмигрировали они значительно позже, поэтому говорили по-русски. Была еще бабушка по материнской линии родом из Будапешта. У представителей разных культур, в том числе противоборствующих, гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. В Тель-Авиве мы с родителями жили в мусульманском районе — не по идеологическим причинам, просто так получилось.

Теги по теме
музыка
Источник материала
loader
loader