В самый известный музей современного искусства, Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже, будут переданы 164 произведения из Украины. Они станут частью постоянно действующей экспозиции. А накануне презентация проекта "Украина в Помпиду" состоялась в Центре современного искусства М17 в Киеве, где можно ознакомиться с так называемыми "дарами Помпиду" - шедеврами, которые поедут в Париж. "Апостроф" посетил центр, где, в частности, пообщался с организаторами события, Украинским клубом коллекционеров современного искусства.

Шок, провокация и откровенная пощечина всему традиционному - именно такие слова приходят на ум при первом взгляде на экспонаты. Кому-то внушают восхищение, кому-то - откровенное недоумение, а кому-то отвращение. Все это - современное искусство: абстрактное, нефигуративное, резко социальное, чрезмерно философское. В галерее М17 представлены лучшие его образцы авторства украинских художников. Эти произведения впоследствии украсят Музей Помпиду - одну из самых известных галерей современного искусства. А это уже говорит о признании украинского творчества на международном уровне.

"Франция и Украина имеют достаточно длительную и мощную историю взаимодействия, - говорит Натали Берас, советник по культуре посольства Франции в Украине и директор Французского института в Украине. - Первый пример, который сразу приходит на ум - это Анна Ярославна, или, как она больше известна во Франции, Анна Киевская, ставшая королевой Франции после того как вышла замуж за королем Генриха I".

Немало украинских авангардных художников стали популярными во Франции. Среди таких личностей была Соня Делоне, украинский режиссер Леонид Могилевский, во Франции он больше известен как Леонид Моги, а также Александра Экстер, почему-то не очень известная в Украине, зато уважаемая во Франции.

"Мы радушно напоминаем украинцам об их известных соотечественниках, так как разделяем вместе культурное наследие", - говорит Натали Берас.

"Здесь очень сильные художники, представляющие разные эпохи современного искусства, от 50-х до сегодняшнего дня, - говорит куратор Центра Жоржа Помпиду Николя Луччи-Гутников, который, собственно занимался отбором украинских произведений. - Поэтому мы с нетерпением ждем, чтобы проект состоялся".

Экспансия России и борьба за самоутверждение

Как же украинским художникам удалось получить постоянное экспозиционное пространство в ведущем музее современного искусства? Это была работа не одного дня, делятся коллекционеры. Переговоры с Францией велись годами. А вдохновил на это пример России.

"С 2010 года Россия начала массовую экспансию европейского арт-пространства, с позиционированием русского искусства, - рассказывает коллекционер и меценат Зенко Афтаназив. - И был мощный крупный проект российского искусства в Музее Помпиду. А в Украине собственно началась борьба за имена. Были дискуссии о том, чтобы переименовать аэропорт Борисполь в аэропорт Малевича, и т.п. - начали вспоминать известные имена и то, что они украинцы, а не русские".

Зенко Афтаназив говорит, что на российской выставке были представлены украинские художники - Борис Михайлов, Сергей Братков, Сергей Онуфриев, которые позиционируют себя гражданами Украины и представляют свое искусство прежде всего как граждане Украины.

Таким образом коллекционер решил, что пора заявить о себе - и в 2015 году посетил Музей Помпиду.

"Меня познакомили с директором музея, и он говорит: "Украина? Ну, может и было бы интересно". Я приехал в Украину, и вместе с моими знакомыми художниками и коллекционерами мы начали обдумывать идею", - рассказывает Зенко.

Фото: Апостроф / Ярослава Тюпка

Директору музея было очень интересно, зачем украинским коллекционерам понадобился такой проект, вспоминает Зенко Афтаназив. Тогда коллекционеры решили сделать то, к чему не додумалась Россия: подать идею под углом истории.

"Русский проект не дал видение того, что происходило в советском искусстве в 80-90 х годах, и меня подталкивали оформить этот проект как продолжение постсоветского периода", - говорит Зенко Афтаназив.

Коллекционеры рассказывают, что трудно было понять, что именно нравится французам. Потому что они конкретно не высказались на счет собственных пожеланий и интересов. А те, в свою очередь, не знали, чего ожидать от украинцев, ведь, как оказалось, они ничего не знали об украинском искусстве. Оно было за закрытыми дверями.

"В Украине мы ведем ряд проектов, которыми гордимся, но нас никто не видит из-за рубежа. И это вызвало невозможность художественной дискуссии. Мол, мы не ездим к вам, ибо вы не приглашаете, а вы не ездите к нам. А мы тоже не приглашаем, потому что мы вас не знаем, - описывает ситуацию Зенко Афтаназив. - Надо было преодолеть эту преграду и двигаться дальше".

Поэтому начали двигаться: организовывать события и приглашать на них международных экспертов. Так, в 2017 году организовали первую международную конференцию, на которой рядом с художниками, коллекционерами и руководителями институтов были министры и дипломаты.

"Тогда к нам с первым визитом приехала директор Музея Людвига (Музей современного искусства в Будапеште, - "Апостроф"). Родился проект с участием 35 художников под названием "Перманентная революция". Куратором проекта был именно директор Музея Людвига. И это важно, ведь музей в значительной степени представляет украинское искусство", - говорит Зенко Афтаназив.

Но некстати были тогдашние дипломатические отношения между странами. Конфликт между венграми и украинцами на фоне языкового вопроса не дал возможности продолжить художественное сотрудничество на международном уровне. Зато на проекте были представители Музея Помпиду, которые с тех пор тщательно начали присматриваться к украинскому современному искусству.

Апостроф / Ярослава Тюпка
1 / 1
Апостроф / Ярослава Тюпка
1 / 1
Апостроф / Ярослава Тюпка
1 / 1
Апостроф / Ярослава Тюпка
1 / 1
Апостроф / Ярослава Тюпка
1 / 1
Апостроф / Ярослава Тюпка
1 / 1
Апостроф / Ярослава Тюпка
1 / 1
Апостроф / Ярослава Тюпка
1 / 1
Апостроф / Ярослава Тюпка
1 / 1
Апостроф / Ярослава Тюпка
1 / 1
Апостроф / Ярослава Тюпка
1 / 1

Новейшая история украинского авангарда

Когда Зенко Афтаназив впервые прибыл в Музей Помпиду, его познакомили с Николя Люччи-Гутниковым, куратором Национального музея современного искусства в Париже, который является частью Центра Жоржа Помпиду. Сам он и оказался одним из тех, кто отбирал украинские произведения, которые навсегда поедут в Париж. Как он это делал, остается за кадром.

Но стоит признать: Париж увидит достойные образцы. Украинские художники смело выражаются в живописи, текстиле, фото и видео-инсталляциях. Так, например, к Помпиду поедут 123 фотографии Харьковской школы фотографии.

"Потому что Харьковская школа фотографии - это настоящее явление украинского искусства, - говорит коллекционер Борис Гринев, и "Апостроф" с ним полностью согласен. - Раньше было солнце, которое закрывало это явление - Борис Михайлов. Весь мир представлял его как звезду мировой величины. А когда в 2018 году мы начали работать с проектом Помпиду, они (французы - "Апостроф") увидели тот массив художников, который сформировал эту звезду. И что эти люди - сами по себе явление в художественной жизни Украины. Поэтому и к этим работам возник живой интерес".

Знатоки отмечают, что это работы мирового уровня, которые заслуживают музеи. Это не просто провокационные фотографии, авторы которых не боятся изображать обнаженное тело, старость, бедность и уродство. Экспонаты представляют собой настоящее откровение визуального изображения. Охватывают период с 70-х годов и до нынешнего десятилетия. Немало в них и политики, в частности события 2009-2010 годов.

"В работах харьковских фотографов важно не само обнаженное тело, не разрисованные фото и непревзойденная композиция. Здесь важно отображение на фото времени, эпохи. Они показывают, что тогда происходило в культуре, политике, как художники экспериментировали, выражали протест", - говорит куратор современного искусства Виктория Бавыкина.

По словам Виктории Бавыкиной, именно исторический ракурс и отображение событий и настроений общества были в центре внимания кураторов музея Помпиду. И таким подходом могут похвастаться не только харьковчане. Веское слово в документальном искусстве говорят и целые поколения одесситов - их творчество охватывает период, начинающийся с 50-х годов прошлого века.

"Одесский пул - это история не только искусства одного города, - говорит Виктория Бавыкина. - Это история Украины в 50-70-е годы. Они демонстрируют, какой социокультурный пласт, политический климат был у нас в те времена. Ведь художники, с одной стороны, были политизированными, антагонистами к тогдашней системы, а с другой - не использовали откровенные лозунги, не имели определенных политических требований, но в своей практике демонстрировали мировоззренческую парадигму, существовавшую в то время в Украине... Отличительной фигурой для одесского концептуализма был Олег Соколов (одессит, которого называют первым советским абстракционистом, - "Апостроф"), ведь он единственный, кто откровенно выражал гражданскую позицию, не прикрывал ее аллегорическими методами".

"Олег Соколов творил в пятидесятые годы, когда умер Сталин - а это было не просто трудно. Это была опасное творчество, что, с одной стороны, демонстрировало возможности одесских и украинских художников, которые были отрезаны железным занавесом, не знали, что происходит в мире, а с другой - умудрялись идти в ногу со временем, развивались вместе с мировыми тенденциями, параллельно с развитием нон-конформизма и концептуального искусства в Европе", - говорит основатель Музея современного искусства Одессы, Вадим Мороховский.

Среди работ, которые отправятся во Францию, и несколько документальных фото, на которых изображены одесские акции.

Фото: Евгения Гавриленко / artcult.org.ua

"Это важно как репрезентация начала украинского перфоманса, а также как начало эксперимента украинских художников с различными медиумами. Одесситы начали снимать видео, делать репортажи. А потому в Помпиду поедут произведения, представляющие собой начальный отрезок моментов украинского искусства", - добавил господин Мороховский.

Современное искусство - это не только об умении увидеть и выразить. Это еще и об умении прочитать в откровенно непонятных образах важнейший месседж. Как, например, в текстиле Станислава Валязловского.

"Он очень много говорит о украинском контексте. О культуре города, в котором он жил", - говорит Александр Ройтбурт.

Конкуренты стали союзниками

Стоит отметить, что презентация проекта "Украина в Помпиду" - событие, открывающее форум коллекционеров, который продлится до 20 июля.

"В настоящее время мы предлагаем всем нашим гостям, посетителям, присоединиться к круглым столам, экспертным обсуждениям, презентациям, - говорит директор ЦСИ М17 Наталья Шпитковская. - Мы можем больше узнать о том, что происходит в мире искусства, о будущем коллекционирования".

В 2018 году коллекционеры современного искусства поняли, что дружить лучше, чем бороться за экспонаты - идея с Помпиду стала отправной точкой к объединению их усилий и созданию первого в стране Украинского клуба коллекционеров современного искусства.

"Мы понимали, что клуб коллекционеров не может быть нашим локальным вопросом, - говорит председатель правления и соучредитель клуба Юрий Когутяк. - Наверное, назрел определенный запрос, чтобы коллекционеры начали объединяться".

Совместными усилиями коллекционеры организовывали события, на которые приглашали гостей из-за рубежа. Пандемия немного это движение замедлила, но не погасила. Общая цель - "Украина в Помпиду" - поддерживает огонь этой дружбы.

"Объединились люди, для которых искусство не является бизнесом, они не зарабатывают на искусстве. Одна из задач - это внешний вектор, миссия представления искусства за рубежом. Другая миссия - хранить проявления современного украинского искусства, поскольку, к сожалению, на сегодня в Украине нет институтов, которые бы выполняли эту миссию. Но в первую очередь клуб предполагает общение единомышленников, шо очень важно. И ответы на экзистенциальные вопросы. Например, зачем вообще необходимо коллекционирование, - говорит Юрий Когутяк. - Коллекционеры покупают искусство и дают возможность художникам оставаться в профессии, потому что очень многие художники вынуждены были уйти".

В сотрудничестве с Украинской заинтересована и французская сторона. Ведь Украине есть что показать миру.

"В последнее время возросло количество украинских художников, которые хотят показать себя в Украине, с помощью французского института в Украине. И именно в этом состоит задача французского института - поддерживать эту динамику художников которые хотят выступать в Украине", - говорит Натали Берас. - Продвижение современной культуры - наша общая задача. Центр Помпиду в Париже - наилучший и это настоящее достижение и признание современного украинского арта на международном уровне".

К сожалению, организаторы пока не могут назвать дату презентации украинских произведений во Франции. Проект должен быть в прошлом году, но в Музее Помпиду аккурат сменилось руководство - предыдущий директор ушел на пенсию. Предварительная дата - конец первого квартала 2022 года.

"Ковид, смена руководства. 66 лет, и человек ушел на пенсию, у нас с этим строго, - говорит Николя Луччи-Гутников. - Но для нас важно, чтобы этот проект продолжался. В коллекции музея мы имеем очень ценные работы из Польши, Чехии. Сейчас мы очень заинтересованы украинской творчеством. Нам важно представить его у себя".

В то же время, куратор Музея Помпиду поблагодарил украинского коллекционера Зенка Афтаназива, что тот осмелился заявить о своей стране и познакомил французов с захватывающим украинским искусством.

Напоследок добавим, что "дары Помпиду" экспонируются в Центре современного искусства М17 до 25 июля. А потом уже их можно будет увидеть разве что в Париже.

Теги по теме
Украина Франция
Поделиться сюжетом