Главной темой переговоров стало будущее Афганистана. Это были первые подобные переговоры, состоявшиеся в формате личной встречи.
Первый официальный контакт США с новыми властями Афганистана, которые пока не признала ни одна страна, прошел в Дохе. Талибы призвали "открыть новую страницу" в двусторонних отношениях, но США дали понять, что им предстоит сделать многое, чтобы доказать свое право стать легитимным членом мирового сообщества. Корреспондент.net рассказывает подробности.
Откровенные и профессиональные переговоры
Встреча представителей администрации президента США и временного правительства радикального движения "Талибан", захватившего власть в Афганистане в середине августа, состоялась 9 и 10 октября в столице Катара Дохе.
В американскую делегацию, которую возглавил заместитель директора ЦРУ Дэвид Коэн, вошли заместитель спецпредставителя Госдепа США по Афганистану Том Уэст и другие официальные лица.
Накануне представитель террористической организации Сухейль Шахин заявил, что стороны планируют пересмотреть мирное соглашение, которое было подписано в феврале прошлого года. Один из архитекторов этого соглашения, спецпредставитель Госдепа по Афганистану Залмай Халилзад отсутствовал.
В этом договоре говорится, что американцы обязуются вывести из Афганистана свои войска, а действующее тогда официальное правительство Афганистана должно провести с Совбезом ООН переговоры по исключению талибов из санкционного списка.
Снять санкции с талибов обязывался также и Вашингтон. США также брали на себя обязанность не вмешиваться во внутренние дела Афганистана. "Талибан", в свою очередь, должен был отказаться использовать территорию Афганистана для нападений.
По информации Вашингтона, основными темами обсуждения были проблемы безопасности, борьба с терроризмом, а также предоставление гражданам США, Афганистана и других государств возможности безопасно покинуть страну.
Кроме того, на встрече обсуждались права человека, в том числе важность полноценного участия девочек и женщин в общественной жизни в Афганистане, а также предоставление США гуманитарной помощи непосредственно населению страны, рассказали в Госдепе.
"Обсуждения прошли в откровенной и профессиональной манере, причем делегация США подчеркнула, что суждение в отношении "Талибана" будет выноситься на основании дел, а не слов", - говорится в пресс-релизе, обнародованном Вашингтоном по итогам встречи.
Как заявил исполняющий обязанности министра иностранных дел в правительстве "Талибана" мулла Амир Хан Муттаки по итогам встречи, афганская делегация на переговорах сосредоточилась на вопросах гуманитарной помощи и реализации положений договора между Талибаном и США. Также талибы попросили снять ограничение на доступ к резервам Центробанка Афганистана.
Кроме того, США согласились помочь вакциной против коронавируса, заявил Муттаки. По данным ВОЗ, в 39-миллионном Афганистане общее число заражений за весь период пандемии превысило 155 тысяч. За это время в стране зарегистрированы более 7,2 тысячи смертей. Полностью вакцинацию прошли более 1,5 миллиона человек.
Возобновление диалога с Вашингтоном, практически совпавшее с 20-летней годовщиной начала американской военной операции в Афганистане, стало первой дипломатической победой талибов после их возвращения к власти.
В связи с памятной датой, отмечавшейся 7 октября, руководство "Талибана" выступило с заявлением, смысл которого сводился к тому, что в историческом споре правда оказалась на стороне талибов.
По их версии, сегодня США необходимо как можно скорее признать их режим и начать заглаживать вину перед Афганистаном. "Попытка дестабилизировать правительство в Афганистане никому не принесет пользы", - предупредил глава афганской делегации Амир Хан Моттаки.
Он призвал США и другие внешние силы уважать суверенитет Афганистана, перестать вмешиваться в его внутренние дела, что, по словам главного дипломата талибов, позволит "открыть новую страницу в отношениях между Кабулом и Вашингтоном".
Однако американская сторона вкладывает в возобновившийся переговорный процесс совсем другой смысл, давая понять: говорить о признании режима талибов преждевременно.
"Эта встреча не посвящена признанию легитимности талибов. Мы по-прежнему исходим из того, что любая легитимность должна быть завоевана действиями самих талибов", - объяснил цель дипломатов представитель Госдепа Нед Прайс.
Борьба с действующей на территории Афганистана террористической организацией "Исламское государство" остается, пожалуй, единственным требованием США, которое талибы вынуждены выполнять в связи с резкой активизацией ИГИЛ, бросившего вызов их власти. Однако "Талибан" отвергает возможность сотрудничества с Вашингтоном в этом вопросе.
Талибы захватили Кабул в августе после внезапного наступления, в результате которого правительство Ашрафа Гани, поддерживаемое западными странами, рухнуло. С этого момента ИГИЛ осуществила ряд нападений против талибов.
В частности, именно афганское отделение ИГИЛ взяло на себя ответственность за теракт возле аэропорта Кабула, в результате которого погибли более 100 мирных афганцев, а также 13 военнослужащих США.
Накануне встречи в Дохе в результате атаки террориста-смертника ИГИЛ в мечети афганского города Кундуз погибли, по разным оценкам, около 50 верующих.
"Талибан" также ведет переговоры с Россией о признании его правительства и открытии посольств, сообщил замминистра информации и культуры во временном афганском кабинете министров Забиулла Муджахид в интервью агентству ТАСС 11 октября.
По словам представителя талибов, решение данных вопросов откроет дорогу для дальнейшего сотрудничества. Муджахид также подчеркнул, что талибы стремятся установить дипломатические отношения со всеми государствами.
При этом он отметил, что "Талибан" может отозвать нескольких сотрудников посольства страны в Москве, которые "не выполняют свои обязанности должным образом".
С момента захвата власти талибами Кремль проводит гибкую политику. Москва обещала помешать террористическим организациям закрепиться в Афганистане, а также не дать этим организациям нападать на соседей Афганистана. В частности, на страны Центральной Азии.
Россия также проводит совместные военные учения со своими союзниками в Центральной Азии, опасаясь дестабилизации на их границах.