Как любовь к опере стала социальным трендом
Как любовь к опере стала социальным трендом

Как любовь к опере стала социальным трендом

Анна Ставиченко

Опера стала модной уже вскоре после своего появления. Участники Флорентийской камераты — кружка просвещённых аристократов, меценатов, поэтов, музыкантов, учёных — в конце XVI века увлеклись античной трагедией и поисками новых путей развития музыки, требующей, на их взгляд, обновления после длительного периода господства полифонии. Dramma per music ("драма для музыки"), родившись во Флоренции, стала точкой отсчёта нового жанра, которой впоследствии получит название "опера". Его популярность обеспечивалась зрелищностью и исполнительской виртуозностью, возведёнными в культ в эпоху барокко. Развитие оперной культуры также отражало социальные процессы: от искусства аристократических кругов во Флоренции опера уже в Венеции перешла в формат искусства открытого, что стало возможным с появлением первых публичных оперных театров.

И в наше время опера привлекает членов аристократических династий, политиков, светскую публику и знаменитостей из самых разных сфер, а ещё тех, что мечтает быть причастным к кругу всех перечисленных. Привлекает она и людей, искренне увлечённых оперным искусством. Круг их существует и в Украине, объединяя людей разнообразных профессий в сообщества единомышленников, посещающие оперные события как в нашей стране, так и заграницей. Потому что опера по-прежнему побуждает нас сопереживать звучащим в музыке человеческим драмам, увлекаться искрящимся юмором и, возможно, даже верить в любовь. По крайней мере — любовь к самой опере.

Какие тенденции питают интерес к опере и притягивают публику в оперные театры снова и снова?

Смелость режиссёрских идей

Начиная с 1970-х годов, опера вошла в эру режиссёрского театра. Исторические постановки, стремящиеся реконструировать костюмы, интерьеры и общую обстановку изображённой в сюжете эпохи, стали вытесняться оригинальными, новаторскими, а зачастую и радикальными оперными спектаклями, где концепция режиссёра вскрывает в партитуре новые слои или же надстраивает новые. Так в оперном театре появляются, например, герои в форме СС и аллюзиях на них, а бесконечные кожаные плащи становятся клише последних десятилетий (в силу исторического контекста особенно щедро ими "сдабривают" постановки опер Рихарда Вагнера и Рихарда Штрауса). Давно привычными для современного оперного спектакля стали и обнажённые тела и разные формы проявления сексуальности, а также обращение к социальным темам, отсылающим к проблемам беженцев или глобальному потеплению. Regieoper в мировых театрах сосуществует с более "классическими" спектаклями, чтобы отвечать на запрос разных сегментов публики.

Примеры: "Тристан и Изольда" Вагнера в постановке Кшиштофа Варликовского, Баварская государственная опера, 2021 год

"Тристан и Изольда" Wilfried Hösl

"Летучий Голландец" Вагнера в постановке Дмитрия Чернякова, Байройтский фестиваль, 2021 год

"Летучий Голландец" Enrico Nawrath

"Дон Жуан" Моцарта в постановке Ромео Кастеллуччи, Зальцбургский фестиваль, 2021 год

"Дон Жуан" Ruth Walz, Monika Rittershaus

Новое отношение к оперным певцам

Если раньше для хорошей оперной карьеры нужен был прежде всего качественный голос и мастерское им владение, сегодня для успеха в профессии оперный певец должен обладать и практически модельной внешностью, актёрской выучкой, готовностью воплощать часто непростые и даже экстремальные режиссёрские задумки, отличными коммуникационными навыками, а также необычайной выносливостью, ведь нынешний ритм музыкальной жизни и бешеная конкуренция заставляют современных вокалистов выступать в разных частях мира с минимальными паузами для адаптации к климату и часовым поясам. Кроме того, карьера оперного певца теперь начиняется значительно раньше. Современный зритель видит на оперной сцене универсальных артистов, для которых работа над собой — это уже не только занятия собственно вокалом, но и работа с коучами над стилистическими особенностями разного репертуара, тренажёрный зал, а нередко и часы фотосессий, создание контента для соцсетей и другие формы общения со своей аудиторией.

Примеры: контртенор Якуб Йозеф Орлинский

Якуб Орлинский

Сопрано Валентина Нафорницэ

Валентина Нафорницэ

Оперы, созданные нашими современниками

Оперный репертуар продолжает пополняться новыми опусами, которые затрагивают созвучные человеку ХХI века темы или же говорят с нами о вечном на языке современных композиторских техник. И пусть вокруг современной оперы точатся споры о её (не)способности конкурировать с творениями Верди или Пуччини и востребованностью за пределами фестивального формата, интерес современных композиторов к опере и готовность театров и фестивалей заказывать новые оперные партитуры доказывает актуальность жанра в наши дни.

Примеры: "Орландо" Ольги Нойвирт в постановке Полли Грэхэм с костюмами Рей Кавакубо, Венская государственная опера, 2019 год

"Орландо" Michael Pöhn

"Невинность" Кайи Саариахо в постановке Саймона Стоуна, фестиваль в Экс-ан-Провансе, 2021 год

"Невинность" Jean-Louis Fernandez

"Вишиваний. Король України" Аллы Загайкевич в постановке Ростислава Держипильского, Схід-Opera, 2021 год

"Вишиваний. Король України" Александр Шахматов

И то, что остаётся ценностью оперы со времени её появления и что особенно остро ощутилось за время пандемии: опера даёт нам ощущение живого совместного переживания. Когда музыка дополняется внимающей тишиной зала. Каждое представление — это сумма множества факторов, и потому оно неповторимо. И потому опера всегда жива.

Источник материала
Поделиться сюжетом