27 октября. Памятные даты
27 октября. Памятные даты

27 октября. Памятные даты

Сегодня годовщина начала расстрелов украинской культурной, научной и политической элиты в карельском урочище Сандармох – тех, кого называют «расстрелянным Возрождением»

Урочище Сандармох стало одним из печальных символов Большого террора. Самую большую группу заключенных – 1111 человек – расстреляли с 27 октября по 4 ноября 1937 года. Среди обреченных на смерть граждан СССР были и 290 украинцев. 3 ноября было расстреляно 134 человека, все, как отмечалось в «расстрельных списках» – «украинские буржуазные националисты». Таким образом, только за один день пал весь цвет украинской нации. Среди них – основатель нового украинского театра Лесь Курбас; один из самых талантливых украинских прозаиков – Валерьян Пидмогильный; Николай Кулиш – драматург, общественный и образовательный деятель, газетчик, редактор; Николай Зеров – лидер «неоклассиков», тонкий ученый, поэт, переводчик западноевропейской и античной литературы; Матвей Яворский – историк, политический деятель, академик ВУАН; Владимир Чеховский – украинский политик, общественный деятель, премьер-министр УНР, один из основателей УАПЦ и многие другие. Все были молодые, на взлте сил, преимущественно 36-50-ти лет. Сталину требовалась слабая безвольная республика, целиком и полностью зависимая от воли и капризов «хозяина», ведь именно при таких условиях и может существовать тоталитаризм. Первые репрессии начались еще в 20-х годах, но своего апогея, невиданного и неслыханного размаха достигли в 30-х годах. Украина была почти уничтожена – ни элиты, ни крестьянства.

Сандармох – лесное урочище в Медвежьегорском районе Республики Карелия (площадь около 10 гектаров) стало братской могилой почти 7 тыс. расстрелянных в 30-х годах органами НКВД людей 60 национальностей. Среди жертв – преимущественно спецпоселенцы и узники из Беломорско-Балтийского канала и Соловецких лагерей системы ГУЛАГ СССР, а также жители окрестных сел. Место массовых казней людей обнаружили общественные активисты в июле 1997 года. 27 октября 1997 года в Сандармохе впервые провели Дни памяти. В них участвовала делегация из Украины. Тогда же был установлен украинский деревянный крест. В 2004 году Общество украинской культуры «Калина» за счет украинцев всего мира поставило гранитный казацкий крест «Убиенным сыновьям Украины» (авторы Николай Малышко и Назар Билык).

Сегодня же по инициативе ЮНЕСКО отмечается Всемирный день аудиовизуального наследия.

Впервые День аудиовизуального наследия отмечался в 2007 году. В общем потоке поступающей информации по всем существующим коммуникационным каналами, доля изобразительной, изобразительно-звуковой и звуковой информации составляет около 80%. Сейчас наблюдается устойчивая тенденция постепенного роста ее объемов, растет роль и значение аудиовизуальных документов как научных источников. Вместе с тем, всемирное аудиовизуальное наследие, объединяющее аудио- и видеозаписи, чрезвычайно уязвимо и может быть повреждено или полностью утрачено вследствие небрежного отношения, естественного разрушения, технологического старения, а также умышленного уничтожения. В этой связи ЮНЕСКО поставила перед собой задачу привлечь внимание общественности к важности сохранения данных материалов с помощью Всемирного дня аудиовизуального наследия. Аудиовизуальные архивы – это банк коллективной памяти человечества, хранящийся многочисленными государственными и частными структурами. Эти архивы, особенно находящиеся в периферийных районах, остро нуждаются в сохранении.

В этот день родились

в Украине…

Максим Березовский

Максим Березовский (1745-1777), композитор, дирижер, певец. Классик европейской музыки.

Будущий художник происходил из казацкого рода и родился в Глухове. Здесь располагалась резиденция последнего гетмана Войска Запорожского Кирилла Разумовского (1750–1764).

Получил образование в Киево-Могилянской академии. В Киеве бурсак познакомился с музыкой во всех ее разновидностях: фольклор, духовное пение, светские канты, партесные концерты. Именно в Киеве, будучи еще подростком, Березовский написал свои первые хоровые концерты и канты на три и четыре голоса, которые вне классов охотно исполнялись бурсаками Могилянки.

В 1758 году Максима Березовского приняли на службу к Великому князю Петру Федоровичу (с 1762 г. – император Петр III), причислив певцом к труппе Ораниенбаумского придворного театра. Довольно быстро Максим Березовский стал солистом Придворной певческой капеллы.

В 1769-м Березовского отправили в Болонью, которая по тем временам считалась культурной столицей Италии. Там он учится почти четыре года – учится и одновременно творит.

Именно в Италии Березовский написал лучшие из своих "причастных стихов", в частности, «Литургию Иоанна Златоуста» - кульминацию его творческого наследия. В духовном хоровом цикле автор оказался подлинным новатором формы. Именно Березовский впервые разделил хоровой цикл Литургии на семь частей; этот принцип композиции быстро прижился и стал традиционным в музыкальной архитектонике церковной службы.

Завоевав широкое профессиональное признание в Италии, имея титул академика Болонской филармонической академии, обладая глубокими знаниями современной музыки и бесценным опытом театральной, педагогической и исполнительской деятельности – к русскому двору Березовский не пришелся.

Новоприбывшему академику положили мизерную плату и зачислили на ту же должность – певца Придворной капеллы, да еще и внештатного.

Несмотря на душную атмосферу, Березовский искал утешение в творчестве – создал ряд сонат, квинтетов, романсов, концертов, несколько пьес и переложений духовных перепевов. Задумал написать оперу "Мария", на украинском языке. Но было не суждено. В 32 года композитор скончался. По одной из версий – заболел и покончил с собой.

Трагической оказалась и судьба произведений Березовского. Большинство из них существовали только в рукописях и потерялись. Изданы были только единичные композиции, которые, собственно, и принесли ему славу.

Духовные концерты занимают ведущее место в творчестве композитора, и были подняты, как жанр, до самого высокого музыкально-художественного уровня. Наиболее известен концерт «Не отвержи мене во время старосты», изданный Придворной капеллой в Петербурге в 1842 году.

Единственная опера композитора – «Демофонт» была написана в Италии, сохранились всего четыре арии из этой оперы.

Единственное известное инструментальное произведение Березовского - Соната для скрипки и чембало, написанная в Пизе 1772 года. Рукопись этой сонаты хранилась в Парижской национальной библиотеке, ее нашел музыковед Василий Витвицкий.

В начале 2000-х, благодаря усилиям американского дирижера Стивена Фокса, в архивах Ватикана было найдено утраченное произведение Березовского «Симфония До мажор», также известное в Украине как «Симфония №1», написанное в 1770-1772 годах. Эта композиция, как и большинство произведений Березовского, считалась исчезнувшей с XVIII века.

После находки симфонии «До мажор» в России сразу отнесли это произведение к своему культурному достоянию, назвав «Первой русской симфонией»…

Послушать музыку Максима Березовского: https://www.youtube.com/watch?v=US6XKCaMuJA&feature=emb_title

И еще: https://www.youtube.com/watch?v=MY0_MLsJhlo

Климент Редько (1897-1956), художник, представитель живописного авангарда 1920-х – начала 1930-х годов.

Родился в городе Холм (ныне Польша) в крестьянской семье. Подростком попадает в Иконописную школу Киево-Печерской лавры, затем учится в Петербургской школе поощрения искусств.

В 1918 году Редько приезжает в Киев и поступает в Украинскую Академию искусств, где знакомится с профессором Академии Михаилом Бойчуком, создавшим в Киеве школу монументальной живописи. Как отмечал сам Редько, это знакомство, а также творческая атмосфера в Украине сделали из него художника. С 1920 года жил в Харькове и Москве, где занимался во ВХУТЕМАСе у Василия Кандинского.

На творчество Климента Редько определенное влияние оказали конструктивизм и футуризм. В 1922-м вместе с С.Никритиным и О.Тишлером основал группу «проекционистов». Важнейшая работа этого периода – трагедийное полотно «Восстание» (1924-1925), которое находится в постоянной экспозиции в Третьяковской Галерее.

В Париж Редько попал в 1927 году как художник при советском торговом представительстве. Пребывание во Франции дало значительный толчок мастерству художника. Исчезает недостаток живописи Редька – однообразие и тусклость колорита. В эти годы Редько сближается с Пабло Пикассо.

В 1933-1934 годах Редько участвовал в выставках Ассоциации художников революционной Франции и в салоне «Surindependent» – Сверхнезависимый.

В конце 1935 г. Редько вернулся в СССР. Здесь он надеялся устроить выставку работ, выполненных во Франции, но Союз художников так и не предоставил для выставки подходящее помещение.

После возвращения Климент Редько уже не создал ничего выдающегося – это была обычная работа обычного художника.

Он работает над оформлением павильонов Сельскохозяйственной выставки, путешествует в Среднюю Азию, где зарисовывает знаменитые памятники старинной восточной архитектуры, пишет пейзажи на озере Иссык-Куль. Во время Второй мировой войны художник создает портреты солдат и офицеров, картины на тему войны.

В 1948 году Редько был исключен из Союза художников СССР как «находящийся под влиянием западной культуры».

Іван Лисяк-Рудницький

Иван Лисяк-Рудницкий (1919–1984), историк, политолог, публицист.

Иван Лисяк-Рудницкий происходил из одной из самых известных украинских интеллигентских семей. Отец – Павел Лысяк, был известным адвокатом, редактором и сотрудником многих украинских изданий, послом в Польский сейм от Украинского национально-демократического объединения в 1938-1939 гг. Мать Милена Рудницкая, была послом от УНДО в сейм (1928-1935), главой Союза украинок во Львове (1928-1939) и Всемирного союза украинок (с 1934 года). После 1939 года, с началом Второй мировой войны, Иван Лысяк-Рудницкий жил за границей. Учился на факультете внешних отношений Берлинского университета, защитил докторскую диссертацию в Карловом университете в Праге (1945). После войны переехал в Австрию, а в 1947 году – в Женеву. В 1951-1971 годах проживал в США, а с 1971 - в Канаде, где получил должность профессора в Альбертском университете. Был членом НТШ и УВАН и одним из основателей Канадского Института Украинских Студий при Альбертском университете. Ивану Лысяку-Рудницкому принадлежат труды по истории Украины, украинской политической мысли XIX-XX вв. и теории нации: "Вклад Галиции в украинскую освободительную борьбу", "Интеллектуальные начала новой Украины", "Против России или против советской системы", "Украина между Востоком и Западом".

Вилен Горский

Вилен Горский (1931-2007), философ, историк украинской философии, исследователь духовного наследия Руси.

Родился в Харькове. Окончил философский факультет Киевского университета.

Сначала учительствовал, преподавал в школах историю и параллельно проводил исследования по истории философии. В конце 1963 года Вилен Горский зачислен на должность младшего научного работника отдела истории философской и социологической мысли в Украине Института философии.

Почти сорок лет ученый работал в Институте философии НАН Украины, затем перешел в Киево-Могилянскую академию. Там он сформировал кафедру философии и религиоведения, впоследствии первую в Украине магистерскую программу по специальности «История философии».

Он внес весомый вклад в развитие украинской историко-философской науки исследованиями по методологии историко-философского познания и истории украинской философии. Научные труды Вилена Горского заложили фундамент для изучения духовной культуры Киево-Русской эпохи.

В научном наследии ученого – около трехсот научных и научно-методических трудов, в том числе учебник «История украинской философии», выдержавший четыре переиздания.

Татьяна Кара-Васильева (1941), искусствовед, исследовательница народного искусства.

Татьяна Кара-Васильева (слева) вместе с Богданом Ступкой и художницей Валентиной Костюковой

Родилась в Киеве. Окончила Киевский государственный художественный институт. С 1976 года работает в Институте искусствоведения, фольклористики и этнологии НАН Украины имени Максима Рыльского, возглавляет сектор народного искусства Украины.

В 2012 году Татьяна Кара-Васильева получила Шевченковскую премию за книгу "История украинской вышивки". Сейчас эта книга - библиографическая ценность.

Книга-альбом «История украинской вышивки» полно и всесторонне освещает основные этапы развития украинской вышивки со времен ее зарождения по настоящее время. В издании представлены уникальные образцы вышивок, выполненных по рисункам Тараса Шевченко, Василия Кричевского, Анны Собачко-Шостак, представителей авангарда начала ХХ века, а также современных народных и профессиональных мастеров.

Среди работ исследовательницы, в частности: «Полтавская народная вышивка» (1983), «Литургическое шитье Украины XVII-XVIII вв. Иконография, типология, стилистика» (1996), «Украинский рушник» (1997), «Шедевры церковного шитья Украины (XII–XX век)» (2000)

Посмотреть и почитать книгу «Полтавская народная вышивка»: http://uartlib.org/downloads/PoltavskaNarodnaVishivka_uartlib.org.pdf

…и в мире

Френсис Фукуяма (1952), американский политолог и публицист, автор глобального бестселлера «Конец истории и последний человек».

Старший научный сотрудник Центра демократии, развития и верховенства права в Стэнфорде. Фукуяма снискал мировую славу благодаря статье «Конец истории?», напечатанной в американском аналитическом журнале по военно-политической тематике National Interest в 1989 году, незадолго до падения Берлинской стены. В ней ученый высказал достаточно смелое предположение, что либеральная демократия западного типа – единственная универсальная альтернатива свергнутым режимам социализма.

В 1992 году ученый издает книгу «Конец истории и последний человек», в которой провозглашает, что распространение либеральных демократий по всему миру может свидетельствовать о конечной точке социокультурной эволюции человечества. Конец истории по Фукуяме – это не завершение событийной истории, а только конец идеологических противостояний, революций, войн, конфликтов, а вместе с тем – конец философии и искусства. Книга была переведена более чем на 20 языков мира и стала мировым бестселлером.

Источник материала
Поделиться сюжетом