На фоне непростых отношений Украины с МВФ и сложной ситуации с внешними долгами Кабмин активнее начинает работать с внутренними инвесторами.
Какие инструменты использует правительство и как эффективно, размышляет в своем блоге на "Лига" доцент Университета ГФС Украины, кандидат юридических наук Андрей Гмырин.
Аналитик вспоминает, что в октябре МВФ ухудшил оценку роста украинского ВВП в 2021 с 4 до 3,5%. По данным Нацбанка, в 2022-2023 Украина должна выплатить по внешним обязательствам 14 млрд долларов. На этом фоне активизация работы с внутренними инвесторами посредством продажи облигаций внутреннего государственного займа является правильным шагом Минфина, считает эксперт. Он пишет, что курс на замещение международных заимствований внутренними Кабмин задекларировал в своей программе деятельности и бюджете на 2021.
"Похоже, что сокращение иностранных инвестиций и сложности с выполнением условий иностранных кредиторов (например, борьбы с коррупцией) вынудили правительство пересмотреть стратегию экономической безопасности в сторону уменьшения зависимости от влияния иностранного капитала на экономику страны", - констатирует Андрей Гмырин.
Он отмечает, что государство принялось активнее работать с отечественными инвесторами, используя ОВГЗ. Сам ученый анализировал его преимущества, которые касаются легализации теневых капиталов. 19 октября Минфин провел аукцион по продаже ОВГЗ, их было продано на 2 148 млн грн, а именно: гривневые годовые (ставка 11,5%) – 1064 млн грн; гривневые 2-летние (ставка 12,4%) – 105 млн грн; долларовые 2-летние (ставка 3,9%) – 979 млн грн.
Как пишет эксперт, в сентябре Минфин провел 2 таких аукциона. По итогам первого удалось привлечь 1,2 млрд грн, второй принес около 5 млрд. Около 50% ценных бумаг составляют ОВГЗ в гривне на 1 год, 40% - 2-летние ОВГЗ в долларах, остальные - 2-летние ОВГЗ в гривне, 6-месячные и 5-летние ОВГЗ. Андрей Гмырин обращает внимание, что с 14 сентября (дата проведения первого аукциона), Минфин пытается создать ажиотаж за счет повышения годовых процентных ставок на гривневые ОВГЗ. Такой шаг может указывать на планы правительства привлечь в экономику как можно больше внутренних инвестиций. Ученый предполагает, что при реализации ОВГЗ Минфин делал главную ставку на пару - гривневые и долларовые 2-летние ОВГЗ. Такой способ инвестирования позволяет застраховаться от рисков, связанных с курсовыми колебаниями. Об этом свидетельствует отсутствие предложения краткосрочных (на 1 год) долларовых ОВГЗ.
Аналитик считает, что результаты торгов вряд ли удовлетворили Минфин, и говорят о том, что даже привлекательные для гривневых облигаций проценты не вызвали интереса у инвестора – он скептически относится к прочности гривны и не готов вкладываться больше чем на 1 год. Как предполагает автор, это связано с неопределенностью, вызванной частой сменой учетной ставки НБУ. Поэтому, несмотря на стабильность гривни, инвесторы предпочитают не играть с гривневыми ОВГЗ "в долгую".
"С другой стороны, Минфин не может бесконечно долго повышать ставки на гривневые ОВГЗ, чтобы заинтересовать бизнес. Ведь такое привлечение средств не будет рентабельным для государства. На мой взгляд, оптимальным решением было бы закрепление существующих процентных ставок, а также отказ от частых изменений учетной ставки НБУ. То есть необходимо создать понятные и стабильные правила на рынке государственных ценных бумаг. Только тогда можно ожидать повышения спроса на ОВГЗ уже в ближайшем будущем", - подчеркнул Андрей Гмырин.