Как передает Укринформ, об этом рассказала представительница Медийной инициативы за права человека Татьяна Катриченко в эфире Громадського радио.
Как отмечается, команда правозащитного информационного проекта "Женское лицо заложников Донбасса" Медийной инициативы за права человека отслеживает истории женщин, находившихся в плену или находящихся там сейчас. И если еще весной правозащитникам и журналистам было известно о 15 женщинах-заложницах, то сейчас на оккупированной территории по меньшей мере 30 женщин в плену боевиков. За все время боевых действий с 2014 года в руках боевиков, по данным Медийной инициативы за права человека, побывало 276 женщин.
"Мы можем говорить, что подавляющее большинство женщин сейчас удерживают в Донецком СИЗО или женской колонии № 127 в г. Снежное. Среди них женщины, которые были задержаны еще в 2016-2017 годах, а также те, кто задержан недавно. Подавляющее большинство обвиняют в так называемой государственной измене, если речь идет о Луганске, или "шпионаже", или даже "террористической деятельности". Большинство этих женщин задержаны за проукраинскую позицию", - рассказала Катриченко.
К примеру, правозащитникам известна история Марины Юрчак, которую держат в колонии в Снежном. Она жила в Донецке и писала сообщения в Твиттере о том, что вокруг происходит. За это была задержана. "Никто не привык, что за сообщения в Твиттере могут задержать, ужасно пытать и удерживать в местах несвободы", - отметила Катриченко.
Она также добавила, что женщин, задержанных за "шпионаж", ужасно пытали, и большинство из них были в "Изоляции": "Те женщины, которые вышли в 2019 году, рассказывают об этих ужасных пытках, о которых в эфире говорить страшно ".
По словам правозащитницы, такие статьи - "политические", поэтому женщин "осуждают" на 10 лет и старше.
"Относительно общения с родственниками — если родственники живут на оккупированной территории и их родной человек уже "осужден", то у них есть возможность официальных свиданий на три дня. Есть возможность говорить через связь местного оператора. Но если родственники находятся на подконтрольной украинским властям территории, то позвонить очень сложно - работники колоний не разрешают звонить, используя связь украинских операторов", - рассказала представительница Медийной инициативы за права человека.
По данным Катриченко, фамилии 30 женщин находятся в "обменных списках". Однако правозащитники не исключают, что есть многие другие удерживаемые, которые по разным причинам в эти списки не попали. "На это есть несколько причин. Например, одна женщина была задержана также за "шпионаж", но дали ей всего два года. Ее не подавали в списки, потому что скоро подойдет ее срок на освобождение. Или есть такие женщины, родственники которых не хотели бы подавать их в список. К счастью, их подают в список те бывшие пленницы, которые сидели рядом с ними", — пояснила она.
Как сообщал Укринформ, Украина не может попасть на временно неподконтрольную территорию для поисков пропавших без вести и заложников, пока международные организации не получат полный допуск ко всем удерживаемым лицам.
По данным уполномоченной Верховной Рады по правам человека Людмилы Денисовой, по состоянию на сентябрь 2021 года в заключении на временно оккупированной территории Донецкой и Луганской областей находились 296 украинцев.