Эффект "зловещей долины". Почему люди боятся роботов с лицом
Эффект "зловещей долины". Почему люди боятся роботов с лицом

Эффект "зловещей долины". Почему люди боятся роботов с лицом

В декабре британская компания Engineered Arts представила робота Ameca.

В компании называют его самым передовым человекообразным роботом в мире.

Цель создания Ameca, по словам разработчиков, – помочь наладить взаимодействие роботов и людей.

От других роботов Ameca отличается оживленной мимикой.

У остальных "медийных" роботов – от Boston Dynamics, например, лиц вовсе нет.

А лицо китайского робота Софии вызывает эффект "зловещей долины".

Создатели Ameca выложили пока только два ролика с роботом (их можно увидеть ниже по тексту).

По ним непонятно, может ли он ходить и делать еще что-то кроме как улыбаться или разводить руками.

На сайте проекта указано, что робота можно приобрести или взять в аренду, только не указано сколько надо заплатить за эту разработку.

Мимика "лица" робота Engineered Arts на первый взгляд действительно ближе к человеческой, чем у предыдущих роботов.

Пока неясно, как на практике можно будет использовать Ameca, да и современные роботы все еще далеки от своих фантастических прототипов – к примеру, роботов из фильмов "Я, робот" или "Двухсотлетний человек".

У существующих роботов нет сознания, это не искусственные люди, а пока только двигающиеся манекены.

"Зловещая долина".

Воссоздание человеческой мимики – сложный процесс.

В ней участвует множество мышц, движения глаз, сама по себе мимика – это выражение определенных эмоций, которые может считать другой человек.

Мимика персонажей анимации и существующих роботов пока не дотягивает до реальной человеческой.

Это приводит к явлению "зловещей долины".

Оно основано на гипотезе японского робототехника Масахиро Мори.

Согласно "зловещей долине", робот или объект, выглядящий и действующий почти как человек, вызывает отвращение у людей.

В 1978 году Масахиро Мори выяснил, что чем больше робот похож на человека, тем симпатичнее он кажется людям, но до определенной границы.

Люди готовы мириться с неподвижными промышленными роботами, гуманоидными роботами, отторжения не вызывают изображения живых здоровых людей.

Но между первыми и последними – провал, "зловещая долина" с зомби, трупами и протезами.

То есть объект, выглядящий как человек, но двигающийся неестественно или вовсе неподвижный, пугает.

Несмотря на "зловещую долину", люди упорно пытаются подарить роботам лицо.

Tech собрала несколько примеров этого явления.

Гиноид (робот в виде женщины) София, созданный в 2015 году гонконгской компанией Hanson Robotics, издалека выглядит как человек.

Ее покрытие похоже на кожу, у Софии есть глаза, нос и рот.

Создатели робота утверждают, что она способна выразить более 50 эмоций и похожа на актрису Одри Хэпберн, но, судя по видео, эти эмоции далеки от человеческих.

Глаза Софии почти не двигаются, а ее "черепная коробка" сделана из прозрачного пластика.

Ameca визуально менее похож на человека, чем София – его "кожа" серая, а глаза почти бесцветные.

На лице робота видны швы соединения, он выполнен не в "человеческих цветах", то есть отличий от человека больше.

Это уменьшает последствия "зловещей долины".

В 2020 году ученые из университета Осаки в Японии создали робота в виде детской головы.

Она "испытывает боль" с помощью синтетической кожи и показывает спектр эмоций благодаря 116 тактильным датчикам.

Affetto сложно назвать полноценным роботом, это скорее испытательное устройство.

Но выглядит оно в полном соответствии со "зловещей долиной".

Подписывайтесь на LIGA.

Tech в Telegram: только важное.

Нужно ли роботу лицо?.

Современные технологические устройства – компьютеры и смартфоны – обходятся без мимики, и это совсем не мешает людям с ними практически не расставаться.

В общении между собой в интернете люди используют заменитель мимики – эмодзи, подчеркивающие эмоции и чувства.

Нужны ли роботам именно человеческие лица? Вряд ли.

Кинематографические роботы в фантастике часто не имеют подлинно человеческих лиц.

У C3PO в "Звездных войнах" была неподвижная маска, у Робокопа из одноименного фильма "хайтековая" маска закрывала верхнюю половину лица, а в части фильмов роботы даже не совсем андроидные – например, в "Интерстелларе" или "Автостопом по Галактике".

В фильме "Луна" 2009 года было показано оригинальное решение для интерфейса робота – кроме голоса, он был оснащен экраном с эмодзи, выражающими его "настроение".

Без человекообразных лиц или лиц вообще обходится большая часть ныне существующих роботов.

Промышленные роботы и роботы-доставщики, роботы, предназначенные для исследования других планет или военные роботы, устройства, на которых оттачивают робототехнические технологии – те же разработки Boston Dynamics.

У всех них нет лиц.

"Гуманоидные роботы – это тщеславный проект: попытка создать искусственную жизнь по нашему собственному образу – по сути, попытка сыграть в Бога.

Проблема в том, что у нас это не очень хорошо получается.

Попросите кого-нибудь на улице назвать робота, и вы в ответ услышите: "Терминатор", "Киберлюди" (из "Доктора Кто") или "тот золотой" из "Звездных войн".

Чего вам не назовут, так это таких имен, как Tesla Model X, Cassini или DJI Inspire 2", – пишет преподаватель робототехники из Манчестерского университета Саймон Уотсон.

Он считает, что наше представление о том, что такое робот, было испорчено научной фантастикой и популярной культурой.

Термин "робот" впервые использовали в 1920 году Карел и Йозеф Чапеки в пьесе R.

для описания искусственного человека.

С тех пор человечество стремится воплотить эту выдумку с необходимостью или без нее.

Человечество уже имеет промышленных роботов, разработки искусственного интеллекта, но, вероятно, вопрос не будет закрыт, пока не появится действительно искусственный человек.

Больше не научная фантастика.

В США начали использовать роботов для доставки еды.

Лев Шевченко.

корреспондент LIGA.

Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Напишите нам.

Больше вакансий.

Графічний дизайнер (рівень middle).

Кореспондент (напрямок: економіка бізнес і фінанси).

Ops з досвідом роботи від 3х років.

Керівник відділу контенту.

Керівник служби охорони.

Група Компаній ЛІГА.

Разместить вакансию.

Источник материала
loader
loader