Режиссер Андрей Тарковский: «Я не вижу в массовости никакого смысла»
Режиссер Андрей Тарковский: «Я не вижу в массовости никакого смысла»

Режиссер Андрей Тарковский: «Я не вижу в массовости никакого смысла»

Тарковский в отечественном кинематографе — явление особое. Мастер психологического кино, сложных ассоциаций, он был кумиром интеллектуалов, однако его фильмы никогда не имели многомиллионной аудитории. Он прожил недолго и поставил совсем немного картин, но то, что успел создать, стало классикой мирового кинематографа.

Каток и скрипка

Режиссер Андрей Тарковский: «Я не вижу в массовости никакого смысла» - Фото 1

Андрей Таковский в студенческие годы

Андрей Тарковский родился в 1932 году. Его отец Арсений Тарковский был переводчиком и достаточно известным поэтом. Когда Андрею было три года, отец ушел из семьи к другой женщине. «Мы жили с мамой, бабушкой и сестрой – это была вся наша семья», — вспоминал потом Андрей. И еще: «Всем лучшим, что я имею в жизни, тем, что я стал режиссёром, — всем этим я обязан матери».

Исключая период эвакуации, семья жила в Москве. Мальчик поначалу неплохо учился, но прилежания ему не хватало, и интереса к наукам он не проявлял. Зато хорошо музицировал и рисовал. После школы два года учился в Институте востоковедения. Бросил. Год провел в геологической экспедиции, о чем потом вспоминал с удовольствием.

В 1954 году поступил во ВГИК, на режиссерское отделение Михаила Ромма. Учась во ВГИКе он снял несколько короткометражек, которые получили высокие оценки педагогов.

Дипломная работа молодого режиссера «Каток и скрипка» вышла настолько удачной, что ей дали первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке. Кстати, оператором этой ленты был еще совсем молодой Вадим Юсов, с которым, в будущем, Тарковский сделает не один фильм.

Читайте также: Стивен Спилберг — самый успешный режиссер в мире

«Иваново детство»: блестящий дебют

Режиссер Андрей Тарковский: «Я не вижу в массовости никакого смысла» - Фото 2

Николай Бурляев в фильме «Иваново детство»

Сразу после института Тарковского приглашают на «Мосфильм». И вскоре он подает заявку на постановку фильма «Страсти по Андрею», о выдающемся иконописце XV века Андрее Рублеве. Руководство студии идею одобрило. Но исторический фильм требовал длительной подготовки — изучения документов, создания костюмов, декораций и т.д.

А в это время на «Мосфильме» велись съемки киноленты «Иваново детство» по рассказу Владимира Богомолова. На каком-то промежуточном этапе худсовет, после просмотра, решил, что фильм получается слабым. Съемки остановили. Тут-то и появился Тарковский. Говорят, его кандидатуру рекомендовал Михаил Ромм.

Тарковский почти полностью переписал сценарий. Он убрал батальные сцены и массовки, а также полностью изменил актерский состав. В частности, он пригласил оператора Вадим Юсов. Главную роль в фильме сыграл 15-летний Николай Бурляев. Через пять месяцев фильм был готов.

В этой ленте Тарковский сделал акцент не на сражениях, а на духовном мире ребенка, детство которого было убито войной. И сразу стало понятно — в кинематографическом мире появился новый Мастер. На Венецианском кинофестивале «Иваново детство» получило главный приз — «Золотого льва». Вслед за этим фильм отметили на кинофестивалях в Сан-Франциско, Акапулько, Карловых Варах… В одночасье имя Андрея Тарковского стало известным во всем мире.

Путь на Родину через Канны

Режиссер Андрей Тарковский: «Я не вижу в массовости никакого смысла» - Фото 3

Анатолий Солоницын в роли Андрея Рублева

В 1964 году начались съемки «Андрея Рублева». Главную роль Тарковский предложил Иннокентию Смоктуновскому, но того уже пригласили сниматься в «Гамлете» и Смоктуновский предпочел Шекспира. Пришлось искать другого актера. И он «нашелся сам».

Анатолий Солоницын из Свердловского драмтеатра, ознакомившись со сценарием, приехал в Москву и предложил себя на роль главного героя. Опыта работы в кино у Солоницына не было, до «Андрея Рублева» он был занят лишь в одной короткометражке. Но Тарковского пробы впечатлили, он отдал Солоницыну главную роль и не ошибся.

Фильм был закончен в 1966 году. Однако кинематографическому начальству он не понравился — слишком много натурализма, жестокости, варварства. Ленту сочли неудачной и «положили на полку».

А спустя три года «Андрей Рублев» оказался за границей благодаря почти детективной истории. Госкино продало французскому бизнесмену Алексу Московичу шесть отечественных кинолент для демонстрации в кинотеатрах Франции. В их числе, случайно, оказался и «Андрей Рублев». А Москович передал «Рублева» на Каннский кинофестиваль. Там внеконкурсный фильм получил приз Международной ассоциации кинокритиков. Французская газета Монд писала, что Тарковский является достойным преемником Эйзенштейна и Довженко.

В кинотеатрах СССР «Андрей Рублев» появился в 1971 году. Он наделал много шума, но большой популярностью не пользовался: фильм тяжел, а местами — страшен.

Непонятый космос

Режиссер Андрей Тарковский: «Я не вижу в массовости никакого смысла» - Фото 4

Донатас Банионис, Наталья Бндарчук и Андрей Тарковский во время съемок  «Соляриса»

В 1972 году на экраны вышел «Солярис» по мотивам романа Станислава Лема. Группа ученых работает на космической станции, которая вращается вокруг неведомой планеты, полностью покрытой океаном. И оказывается, что океан — разумное существо, способное «оживлять» мысли людей.

Еще во время согласования сюжета с Лемом возникли трения. Автор романа не был согласен с трактовкой Тарковского, он считал, что тот хочет снять не фильм о бесконечном разнообразии космоса, а «Преступление и наказание». Мысль Лемма была устремлена в космос, мысль Тарковского — в человека, в его нравственные принципы, сомнения и духовные терзания.

На Каннском кинофестивале фильм получил два приза — Гран-при жюри и Международной ассоциации кинокритиков. Кроме того он был номинирован на американскую премию «Сатурн».

Но прокат получился сравнительно скромным — фильм посмотрели всего 10 миллионов зрителей. Одних оттолкнула камерность фильма и невысокая динамичность сюжета, другие и вовсе не поняли, что хотели сказать создатели.

Зеркало его души

Режиссер Андрей Тарковский: «Я не вижу в массовости никакого смысла» - Фото 5

Маргарита Терехова в фильме «Зеркало»

Фильм «Зеркало» для советской кинематографии (да и не только для нее) был совершенно новаторским. Автобиография, притча, исповедь? Тарковский создал ленту на основе своих воспоминаний о непростых отношениях с родителями.

Действие фильма переплетено во времени, чередуются события происходящие до войны, во время, и после нее. Роль молодой матери главного героя, сыграла Маргарита Терехова, а роль постаревшей исполнила мать Тарковского Мария Вишнякова. За кадром звучат стихи Арсения Тарковского.

«В «Зеркале» мне хотелось рассказать не о себе, а о своих чувствах, связанных с близкими людьми, о моих взаимоотношениях с ними, о вечной жалости к ним и невосполнимом чувстве долга», — писал впоследствии Андрей Тарковский.

В принципе у «Зеркала», как и положено, был сценарий (вначале его название было «Белый, белый день»). Но по ходу съемок он постоянно изменялся, так что временами, ни актеры, ни оператор не знали, что и как будет сниматься завтра. Да и название, «Зеркало», появилось внезапно — во время съемок последнего эпизода.

Кинематографическое руководство фильм не одобрило, он показался ему странным, непонятным. Сам режиссер по этому поводу высказывался так: «Кино не может быть понято больше, чем другие виды искусства. Я не вижу в массовости никакого смысла». Тарковский имел виду, что зритель — разный и нельзя создать продукт, рассчитанный на всех.

Переснятый трижды

Режиссер Андрей Тарковский: «Я не вижу в массовости никакого смысла» - Фото 6

Съемки «Сталкер». Рядом с трубой  Андрей Тарковский. Перед ним сидит актер Александр Кайдановский, исполнитель роли Сталкера

Фильм «Сталкер» создан по мотивам фантастического романа Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине». Именно «по мотивам», поскольку кроме общей идеи от романа ничего не осталось. При этому удивительно, что сценарий к фильму написали сами Стругацкие.

В некой запретной Зоне есть комната, в которой, по слухам, исполняются все желания. Туда хотят попасть двое, каждый со своими чаяниями. Но Зона полна опасностей и двух клиентов ведет по ней третий человек — сталкер, проводник.

Создание фильма заняло около трех лет и сопровождалось необычными трудностями. Для фильма выделили очень дефицитную кинопленку фирмы «Кодак». Но в августе 1977 года, после того как большая часть материала была отснята, в лаборатории испортилось несколько километров кинопленки. По этой причине картину вполне могли закрыть. К счастью, Госкино разрешило увеличить бюджет фильма.
К этому времени Тарковский окончательно рассорился с оператором Георгием Рербергом. Съемки возобновили с новым оператором, но через месяц Тарковский все забраковал. К тому же ему разонравился и сценарий.

В третий раз фильм начали снимать по новой версии сценария уже весной 1978 года. С третьим по счету оператором. А еще к моменту возобновления работы над картиной Тарковский перенес инфаркт…

В итоге фильм получил очень хорошую критику, был отмечен на фестивалях в Триесте, Мадриде и Каннах. Но с кассой опять не вышло — массовый зритель фильм не принял, лента получилась философской, метафоричной, но лишенной динамики. А то, что она была создана по хорошо известному многим роману, сыграло скорее в «минус», — люди, полюбившие «Пикник на обочине», оказались разочарованны.

Читайте также: «Слишком большой проект для маленькой студии»: как создавался «S.T.A.L.K.E.R.»

Отъезд и печальный финал

Режиссер Андрей Тарковский: «Я не вижу в массовости никакого смысла» - Фото 7

Олег Янковский в фильме «Ностальгия»

В 1982 году Тарковский отправился в Италию для работы над фильмом «Ностальгия», который создавался на средства итальянской компании. Сценарий был написан совместно Андреем Тарковским и Тонино Гуэрра (режиссером фильмов «Брак по-итальянски», «Амаркорд»). Согласно первоначальному плану, в главной роли должен был сниматься Анатолий Солоницын, но тот скончался от рака легких еще до завершения сценария. Роль предложили Олегу Янковскому и он сыграл ее великолепно.

Фильм об эмиграции и поиске своего пути стал для Андрея Тарковского пророческим — он уже не вернулся на Родину. «Ностальгия» была заявлена в основной программе Каннского кинофестиваля, но главный приз не получила, хотя и завоевала сразу три награды — за лучшую режиссуру, приз критиков и награду экуменического (христианского) жюри. Тарковский был очень этим расстроен.

Между тем, итальянская командировка режиссера закончилась, и он должен был вернуться в СССР. Тарковский пишет письмо с Госкино, с просьбой продлить его пребывание с женой, сыном и тещей за рубежом еще на три года. Ему отказали. И тогда Андрей Тарковский стал «невозвращенцем», эмигрантом.

В 1983 году в Лондоне он поставил оперу «Борис Годунов». В 1986 году вышел последний его фильм «Жертвоприношение», снятый в Швеции. В конце 1985 года врачи диагностировали у Тарковского рак легких. 29 декабря 1986 года он скончался.

Андрей Тарковский похоронен в пригороде Парижа, на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. На его надгробном памятнике — надпись: «Человеку, который увидел ангела».

О женщинах и коллегах

Режиссер Андрей Тарковский: «Я не вижу в массовости никакого смысла» - Фото 8

Семья Тарковских: Андрей, Андрей и Лариса

Тарковский был женат дважды. В первый брак он вступил в 1957 году, еще учась во ВГИКе. Его женой стала однокурсница, Ирма Рауш. Она родила Андрею сына — Арсения.

Со второй своей женой Тарковский познакомился на съемках «Андрея Рублева» — Лариса Кизилова работала там его ассистенткой. Их роман тянулся несколько лет и Тарковский умело скрывал все от жены. Но, в конце концов, Ирма подала на развод. В 1970 году Андрей и Лариса оформили свои отношения, а вскоре после этого у них родился сын, назвали его Андреем.

Конечно, молва приписывала Андрею Тарковскому и другие романы, как правило, с актрисами, которые у него снимались. Но мы не будем об этом — может было, а может, и нет… Приведем лишь одну цитату, раскрывающую отношение Андрея Арсеньевича к слабому полу: «Женщина не имеет своего внутреннего мира и не должна его иметь. Ее внутренний мир должен полностью раствориться во внутреннем мире мужчины».

Вообще характер у великого режиссера был очень сложным. В частности, в своих интервью и дневниковых записях, он часто весьма нелицеприятно высказывался о коллегах, причем нередко, совершенно несправедливо. Не жалел и классиков киноискусства.

Он жестко отзывался, например, о творчестве Стэнли Кубрика, Милоша Формана. Крепко доставалось и соотечественникам. «Меня в последнее время стал чрезвычайно раздражать Хуциев… И, конечно, как режиссер он совершенно не профессионален» или «По телевизору показывали «Гамлета» Козинцева. До чего же это ничтожно!».

Непонятый

Режиссер Андрей Тарковский: «Я не вижу в массовости никакого смысла» - Фото 9

Тарковский на съемках своего последнего фильма — «Жертвоприношение»

Бытует мнение, что кинематографические чиновники в СССР гнобили Андрея Тарковского, не давали ему снимать. Но это справедливо только в очень малой части. Да иногда его не понимали и не принимали. Но главное не в этом. Просто фильмы Андрея Тарковского — нишевые, «арт-хаусные», они не предназначены для массового зрителя (за исключением, пожалуй, «Иванова детства»). Поэтому к ним так и относились, поэтому они получали невысокую категорию в кинопрокате, выпускались ограниченным числом копий.
«Дремучесть» чиновников той поры часто преувеличивают. Они часто неплохо ориентировались в том, что может принести кассовые сборы.

Фильм «Война и мир» в СССР посмотрели 58 миллионов человек, «Калину красную» — 62, «Бриллиантовую руку» — 76 миллионов. «Иваново детство», самый «прокатный» фильм Тарковского, имел аудиторию в 17 миллионов, а «Зеркало» — лишь 2,2 миллиона.

«Андрея Рублева», несмотря на ажиотаж, сопутствовавший его выходу на экран, в Советском Союзе посмотрели 3 миллиона зрителей, в других странах их число измеряется несколькими тысячами. Что тут поделаешь — таков зритель. Кстати, таким он остался и до сих пор.

Несмотря на заведомую «малотиражность», снимать Тарковскому давали. Достаточно вспомнить случай с фильмом «Сталкер», когда начальство пошло на резкое увеличение расходов. Или «Зеркало». Какому еще режиссеру позволили бы снять за государственный счет фильм о своих личных воспоминаниях?

Читайте также: Он вам не Чужой: культовый режиссер Ридли Скотт

Несчастье Андрея Тарковского состояло в том, что его фильмы не могут быть поняты всеми. Но, с другой стороны, его счастье — в том же. У него всегда был и будет собственный зритель.

Александра Павлий

Источник материала
loader
loader