Как и за что будут штрафовать?.
Запрет на дискриминацию в рекламе вакансий по признакам пола, расы, цвета кожи, политических и религиозных убеждений действует в Украине еще с 1996 года.
Об этом говорится в ст.
24 «Закона «О рекламе».
Однако эта законодательная норма нуждалась в уточнении, поэтому с 8 января 2022 года вступил в силу Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О рекламе» по противодействию дискриминации по признаку пола».
Авторы законопроекта руководствовались тем, что дискриминационная реклама по признаку пола оказывает плохое влияние на сознание как взрослых, так и несовершеннолетних, и предложили с этим явлением «бороться гривной», а не уговорами.
Документ предусматривает запрет на демонстрацию в рекламе какого-либо преимущества одного пола над другим, стереотипных ролей мужчины и женщины, насилия по признаку пола, а также запрещает показывать тело человека только как сексуальный объект.
Реклама теперь считается дискриминационной, если изображает или описывает женщину или мужчину как украшение или сексуальный объект, включая намеки на половые отношения и сексуальность людей, ничем не связанных с рекламируемым продуктом и не имеющих прямых ассоциаций с потреблением рекламируемого продукта, товара, услуг.
Ответственность за дискриминационную рекламу несет рекламодатель.
При нарушении новых законодательных требований рекламодатель должен будет уплатить в госбюджет штраф.
В Минэкономики подготовили проект, в соответствии с которым этот штраф должен составлять 10 минимальных зарплат: сейчас это 65 тыс.
грн, поскольку минимальная зарплата - 6 500 грн.
Лазейки и предубеждения.
Вступившие в силу изменения вызывают сомнения в своей эффективности у экспертов рынка труда.
Руководитель экспертно-аналитического центра кадрового портала grc.
ua Руслана Березовская считает, что им не под силу стать решающей мерой в преодолении сексизма.
Ведь и сейчас в рекламных объявлениях работодатели могут писать о поиске «танцовщиц» или «представительниц» такой-то профессии - таким образом указывать гендерную принадлежность закон разрешает.
По ее словам, это - лазейка, чтобы пригласить на работу представительниц или представителей - людей определенного пола.
То есть, желающим обойти закон оставлен, условно говоря, «желтый свет», и наказать их будет невозможно.
Вообще же, по ее словам, процесс отслеживания всех нарушений достаточно сложный.
Он возложен на Государственную службу по вопросам труда, которая будет проводить как плановые проверки, так и по жалобам на недобросовестные объявления.
Попадут ли в поле зрения проверяющих все нарушители?.
Ведь, как уже упоминалось, запрет на дискриминацию в описании вакансий действует в Украине с 1996 года.
Такие же требования дублирует и другой нормативный акт - закон Украины «О занятости населения».
И добросовестные работодатели уже давно избегают определенных характеристик и фраз в объявлениях о вакансиях.
У основателя сервиса поиска вакансий Jooble Романа Прокофьева тоже есть вопросы по поводу нового закона.
«По духу мне закон нравится – равные возможности для всех.
Такой закон есть во всех развитых странах мира.
А теперь давайте нырнем в кроличью нору, чтобы показать, как этот закон делает хуже тем, кого он должен защищать», - предлагает он.
На первый взгляд, по словам эксперта, необходимость принятия подобного закона - очевидна.
Но изменит ли он ситуацию по сути?.
«У меня есть статистика.
Если кандидат старше 55 лет, то вероятность того, что им заинтересуется работодатель, в 2,5 раза ниже, чем если бы с таким же профилем кандидату было 18–24 года.
Но если вам вдруг еще не исполнилось 18, тогда интерес работодателей падает в 6,6 раза.
То есть, вот вам 17 лет, и вы никому нужны.
Бах, вам исполнилось 18 – и рынок трудоустройства принимает вас с распростертыми объятиями.
Хотя по закону у 16-летнего может быть уже открыт ФОП, и вы можете работать с ним как с подрядчиком.
Как это, собственно, многие и делают без оформления в штат.
Это называется проблемой эйджизма (дискриминации по возрасту, которая тоже запрещена у нас законодательно – ред.)», - считает он.
Государство может запретить указывать возраст в объявлении, но не может заставить работодателя взять на работу человека в возрасте за 55 лет.
В итоге соискатель отправляет свое резюме всем подряд, работодатели «разгребают» свои входящие письма от таких кандидатов и ничего с ними не делают.
Обе стороны тратят время и не достигают своих целей.
«Мы знаем это предубеждение работодателей и могли бы спрашивать напрямую – готовы ли вы рассматривать кандидатов, которым не исполнилось 18 лет или больше 55 лет? Если да, то таким кандидатам мы бы показывали только вакансии тех работодателей, которые реально готовы работать с этими людьми, - продолжает Р.
- В итоге, обе стороны в выигрыше: кандидаты получают только те предложения, где их реально будут рассматривать вместо того, чтобы отправлять в корзину на основании возраста.
И хотя такая реализация не нарушает букву закона, но явно идет в разрез с его духом».
Эксперт отмечает, что даже если соискателю исполнилось 45 лет, он уже будет испытывать предубеждение работодателей насчет возраста.
Как и у большинства сложных проблем, здесь нет простого решения, подчеркивает он.
«Мы, как сервис поиска работы, обязаны коммуницировать с работодателями, продавать идею опытности и надежности взрослых кандидатов.
Иронично, что такая коммуникация - тоже вид предубежденности.
Но чтобы улучшить жизнь этих людей и дать им возможность найти работу, мы можем использовать такую предубежденность во благо», - советует он.
Работодателям, имеющим сексистские или эйджистские предубеждения, эксперт предлагает от них отказаться, руководствуясь здравым смыслом.
«В следующий раз, когда вы получите резюме кандидата, который не попадает в ваши ожидания по возрасту, подумайте, какое предубеждение за этим стоит? Вы считаете, что старшие люди плохо впишутся в коллектив, плохо обучаются, недостаточно энергичны для работы? А вы пробовали? Вам постоянно не хватает кандидатов? Осмотритесь вокруг, возможно, вы найдете бриллианты, о которых раньше и не мечтали», - резюмирует он.
Алла Рыбалко.