Многие годы Южное в Одесской области было в собственности двух предприятий, а людям ничего не принадлежало.
Они здесь жили и работали, но настал момент и рабочее поселение должно было взять жизнь в собственные руки.
В Южном даже лавочки были двух цветов: синие и зеленые.
Так были обозначены сферы влияния.
Вся нынешняя коммунальная собственность принадлежала Одесскому припортовому заводу и порту "Южный".
В 1973 году они строили поселение для своих работников.
Город, а значит, сферы ответственности между собственниками, были разделены центральным проспектом.
В начале независимости стало очевидным, что дороги предприятий и города Южный разошлись.
Порт и завод постепенно прекращали дотации, а горожанам предстояло стать не персоналом, а местной общиной.
Так решились рискнуть – перебрать управление на себя.
К тому моменту население составляло уже более 15 тысяч человек и жили все на зарплату от двух предприятий.
В 1993 году Верховный Совет признал городом пгт Южный.
Южненцы избрали городского голову."Встал вопрос как управлять городом, потому что все рабочие - и учителя, и дворники, и работники котельных подчинялись порту и заводу.
Пришлось месяц работать в Министерстве экономики.
Решили брать на баланс города.
Мы считали буквально все: лавки, котельные, садики, школы", - вспоминает первый городской голова Южного Александр Журавель.
Тогда действовал указ президента Леонида Кравчука о том, чтобы передавать государственную собственность в коммунальную.
Южненцы этим воспользовались и не пожалели.
Город стал привлекать пришедших с деньгами инвесторов.
А значит, зарплаты начали поступать не только из порта "Южный" или припортового завода.
Начали открываться другие предприятия.
На инвестиции из Сингапура открылся завод по переработке растительных масел.
А это – 750 рабочих мест.
Это была сиамская тройня: город, предприятия и местные, которые не просто выжили, а зажили.
Южненцы научились зарабатывать сами на себя, - говорит действующий городской голова Владимир Новацкий:"Почти два года не работал Одесский припортовый завод.
Но мы ни на копейку не снизили бюджет".
Люди, как известно из поговорки, ищут, где лучше.
Поэтому сейчас с Южным уже объединился соседний поселок Новые Беляры.
Еще несколько сотен домов, десяток асфальтированных улиц, новые сад и школа.
Все понимают: чем больше людей, тем больше работы.
А значит – налогов в местный бюджет.
В Южном, со времен как он стало городом, уже вдвое увеличилось население.
Люди готовятся строить еще один завод и автовокзал, пустить трамвай в соседнее Коблево и всерьез взяться за курортное дело на Черноморском побережье.