Россия объявила мобилизацию частного парка грузовых вагонов
Россия объявила мобилизацию частного парка грузовых вагонов

Россия объявила мобилизацию частного парка грузовых вагонов

Российское правительство планирует сформировать парк железнодорожных вагонов «под государственные задачи»

Аппарат правительства России обратился в Минтранс, ФАС, ОАО РЖД и Союз операторов железнодорожного транспорта с просьбой до 10 апреля «проработать и предоставить согласованную позицию по вопросам формирования консолидированного парка вагонов для обеспечения социально значимых перевозок и выполнения государственных задач, а также развития инструментов эвакуации невостребованных порожних вагонов, мешающих передвижению грузов», пишет «Коммерсант».

Ранее спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявляла, что «железная дорога в мобилизационный период должна жестко выполнять государевы задачи, в том числе и те, кто втерлись в железную дорогу».

Глава ОАО РЖД Олег Белозеров предложил «выделить отдельный подвижной состав в инвентарный парк — это вагоны, которые раньше находились в собственности МПС,— но и в ОАО РЖД пусть 10% отдадут, в управление ОАО РЖД». Но Матвиенко предложила «все передать в управление ОАО РЖД».

Эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей ВШЭ, кандидат экономических наук Фарид Хусаинов прокомментировал, что из общего парка грузовых вагонов (1,24 млн единиц) примерно 82% — это вагоны, произведенные с 2004 по 2022 год, «то есть они не «бесплатно приватизированы» из имущества МПС, они были произведены и куплены у заводов-производителей уже после того, как было ликвидировано МПС и появилось ОАО РЖД». Из 18% остальных некоторые в нерабочем парке, а большая часть — в подконтрольной ОАО РЖД Федеральной грузовой компании. «По полувагонам, самому массовому роду подвижного состава, 96,5% — это вагоны, произведенные с 2004 по 2022 год»,— подчеркнул Хусаинов.

Идея передачи парка в управление ОАО РЖД неоднократно тестировалась самой монополией и оборачивалась крупными убытками. По словам источника, проблемы с эффективностью железнодорожных перевозок в первую очередь обусловлены действиями ОАО РЖД в последние шесть лет. Просроченные ремонты выросли с 16% до 28%, что эквивалентно двухпроцентному падению погрузки, работы на Восточном полигоне сорваны, из отрасли уходят кадры. Позицию руководства ОАО РЖД собеседник назвал «попыткой переложить ответственность за состояние железных дорог на смежные сегменты».

Другой источник в отрасли отметил, что Белозеров уже некоторое время на совещаниях говорил о необходимости передачи ОАО РЖД возможности временно оперировать застрявшим в пути парком.

Попытки управлять централизованно пулом частных вагонов неоднократно делались ОАО РЖД в 2011–2014 годах, но все они приводили к негативным последствиям для грузовладельцев.

Источник материала
loader
loader