Серия таинственных смертей видных чиновников произошла в последнее время: 16 июня был найден мертвым 64-летний экс-глава "Росвооружения" Алексей Огарев, незадолго до этого на своей даче на элитной Рублевке обнаружили мертвым бывшего гендиректора предприятия "Оборонэкспорт" генерал-майора ГРУ Сергея Караогланова.
Если вспомнить очень странные самоубийства бывшего главбуха компании "Новатэк" Сергея Протосени и экс-вице-президента "Газпромбанка" Владислава Аваева в апреле, все выглядит как очередная ликвидационная операция ФСБ – ГРУ.
Еще одна загадочная история. Таинственный полковник Вадим Зимин, носивший ядерный чемодан президентов России, был найден с тяжелым ранением в своей квартире. СМИ пишут, что Зимин лежал в луже крови, а возле него – травматический пистолет.
Не говорит ли это о том, что в Кремле начали зачищать людей, которые много знают и могут стать опасными свидетелями преступлений Путина и Ко. Об этом телеведущий Олег Панюта спросил у российского оппозиционного деятеля, бывшего депутата Госдумы Дмитрия Гудкова для авторского проекта Пояснює Панюта на YouTube-канале "Украина 24".
Череда смертей, которые связаны с "Газпромом", и на прошлой неделе смерть еще одного чиновника – Алексея Огарева в Подмосковье. Говорят официальные власти, что нет признаков насильственной смерти, но мы привыкли к тому, что говорить и факт – это "две большие разницы", особенно если это касается России. Что это за смерти и с чем они связаны?
Я думаю, что нам нет смысла какие-то конкретные смерти обсуждать, потому что где-то может быть это случайность, совпадение. Если мы говорим в целом, особенно о тех смертях, которые были в феврале в руководстве всяких-разных компаний – "Газпром", "Лукойл" и прочее, то мне они не кажутся случайными. Во-первых, совершенно очевидно, что сейчас западные спецслужбы ищут активы российских чиновников, особенно ближайшего окружения Путина.
Я прекрасно понимаю, что все они наверняка выводили свои капиталы через каких-то профессионально обученных людей, и в основном все эти люди были из этих госкорпораций. Я не знаю конкретно, кто чего куда выводил, но у меня такое ощущение, что, когда мы видим такие странные очень смерти, когда топ-менеджер якобы совершил самоубийство, при этом убил всю свою семью, детей... это очень странно. Тем более я читал интервью от друзей, знакомых, родственников, которые говорят, что этим людям не свойственно было покончить жизнь самоубийством.
У меня есть ощущение, когда наступила война, какая-то часть людей решила просто уехать за границу, чтобы остаться, так сказать, незамазанным во всей истории. А поскольку люди очень много знали, знали очень много схем и в этом участвовали, мне кажется, им вот таким образом могли показать, что каждый, кто попытается сбежать, соскочить с нашего корабля, значит, со всеми будут жестоко разбираться. Дан прозрачный сигнал, что сбежать в этих условиях куда-то, соскочить не получится.
Например, Володин, это спикер Думы, запретил депутатам правящей партии уезжать куда-либо за границу без особого разрешения, без особых поручений. Это говорит о том, что Путин больше всего боится в этих условиях раскола элит. Вот поэтому всем этот сигнал был доведен – если ты вскакиваешь куда-то уезжаешь, то мы тебя достанем, неважно в какой стране ты будешь находиться.
Если говорить о чиновниках – понятно. А если говорить о бизнесах, почему им такой недвусмысленный сигнал – либо мы в одной лодке, либо вы пойдете на дно?
Я прекрасно понимаю, что будут идти чистки и зачистки. Потому что мы видим, что никакой "второй армии" российской нет, оружие старое, вместо ракет Путину производили мультики, которые показывали. Он потом даже в своем федеральном послании показывал – кто-то должен ответить. С одной стороны, будут разборки между разными кланами, для того чтобы назначить кого-то козлом отпущения, крайним. Второе – это устранение свидетелей, на кого можно все списать. Такое тоже должно просто по логике происходить. Может быть, мы просто каких-то громких вещей еще не знаем.
Когда мы смотрим на бюджет РФ 2022 года – это колоссальная цифра бюджета, направленного на оборонку. О каких порядках сумм может идти речь, как думаете?
Как минимум это триллионы рублей, каждый год там 3,5, до 4 трлн – это военные расходы. Как минимум треть засекречена, да даже больше, половина засекречена. Половину, которая не засекречена, в принципе, и там тоже можно воровать. И, видимо, этим объясняется вот это количество всяких дач у генералов, у Шойгу там дворцы и особняки, и у многих чиновников Министерства обороны, силовиков кучи всякой недвижимости как в России, так и за рубежом.
Санкции со стороны Запада могли подтолкнуть к перераспределению финансовых потоков между конкурирующими конторами в России?
Ну война, конечно, поменяет эти все расклады. Дело в том, что есть часть российских элит, которые привыкли к роскошной западной жизни, которые интегрировались в западную систему, в западную экономику. Когда вводятся какие-либо санкции, бенефициарами выступают силовики, потому что они по дешевке скупают у тех, кто выступает против войны, кто вывозит свои семьи, своих детей. Очевидно, такие люди будут по дешевке продавать свои активы в России, что сейчас и происходит.
Я почему спрашиваю по поводу перераспределения направлений. Как вариант: жили не тужили, имели свой откат, а тут санкции со стороны Европы по отношению к компаниям российским, и вот тут-то и проявилась настоящая стоимость, настоящая цена производимого и цифры, которые прятались и уходили налево.
Конечно, но я думаю, что вы еще имели в виду, возможен ли какой-то раскол элит вследствие этого. Вот мне кажется, что это будет достаточно сложно этого добиться. Сейчас те люди, которые попадают под санкции, которые недовольны войной и вообще решениями Путина, как правило, эти люди давно не входят в ближайший круг президента России, не имеют никакого влияния на политический режим. Ни Абрамович, ни Фридман ни Тиньков ни на что не влияют, они не могут ни на что повлиять, не могут ничего исправить. Поэтому мне кажется, что здесь нужно смотреть на передел среди силовиков, который может начаться. И вот им надо будет делать какое-то предложение, потому что они-то точно смогут добраться до бункера и каким-то образом решить проблему.
В этом смысле смерть чиновника из оборонпрома – это не двусмысленный намек, в том числе для российских военных. Что их может ожидать, как думаете, кому может прийти "черная метка", кто может быть следующим?
Я думаю, что какие-то топ-руководители Минобороны, разведки наверняка попадут под зачистку. Потому что – я не говорю про криминальную зачистку – может быть, и в СИЗО отправят. Потому что обещанный "блицкриг" не состоялся, потому что всем стало очевидно хищение военных расходов и расходов на ту же разведку. Потому что разведка докладывала, что в Украине огромное количество агентов, которые в любой момент перейдут на нашу сторону, чего тоже не произошло. И деньги на разведывательные всякие мероприятия тоже воровались. Так что зачистка будет 100%, но, наверное, не сейчас, пока идет война, а сразу после.
Как думаете, возможно ли в России провести инвентаризацию всего того, что на самом деле было украдено? Сейчас такая возможность есть, по крайней мере у одного человека.
Когда власть изменится, все возможно, конечно. Вы имеете в виду Путина. Я думаю, что Путин все прекрасно знает и, скорее всего, на каких-то откатах сам сидел или его ближайшее окружение. Дело не в том, знает он или не знает. Просто в то время, когда идет война, проводить зачистку, особенно среди генералов, может быть опасным мероприятием для Путина. Потому что как только ты хочешь сделать крайними военных, военные сразу начнут себя защищать, и неизвестно, чем это может закончиться для Путина. Потому что объективно очень многие, как минимум среднее звено точно, и в силовых структурах, и в Министерстве обороны недовольны происходящим. Путин просто ждет время, когда он сможет такую чистку провести.