Об этом рассказала на пресс-конференции в Укринформе международный координатор проекта по документации военных преступлений Марина Ткачук, которая представила на мероприятии вместе с военной журналисткой, руководителем проекта по документации военных преступлений от Христианской службы спасения Инной Золотухиной и юристами и журналистами результаты своей работы.
«По состоянию на сегодняшний день, участниками пресс-конференции было передано 14 кейсов преступлений российских войск во время вторжения армии оккупанта в Украину. Эти материалы были отправлены нами в Агентство внутренней безопасности Польши и непосредственно в Министерство юстиции Польши, с последующей их передачей в Международный уголовный суд в Гааге. Эти материалы нам удалось передать благодаря нашему партнеру – Институту правовой культуры», - сказала Ткачук.
По словам адвоката Александра Климчука, посредничество Польши между Международным уголовным судом (МУС) и Украиной обусловлено отсутствием ратификации со стороны Украины Римского статута – международного договора, которым был учрежден МУС. Это, говорит эксперт, ограничивает участие украинской стороны в организационном аспекте суда.
«На данный момент, согласно ст. 124 Конституции Украины, Украина может обращаться в Международный уголовный суд, давать согласие на расследование определенных преступлений, но вопрос остается открытым, потому что, подписав Римский статут, Украина не ратифицировала его. Это не означает, что все международные преступления не будут расследоваться на территории Украины. Ратификация влияет только на то, что Украина не может непосредственно участвовать в осуществлении деятельности МУС: не сможет влиять на формирование состава суда, повестку дня, организационные вопросы, она не будет входить в состав следственных комиссий, в отличие от той же Польши», - сказал он.
Во время пресс-конференции организаторы показали фрагмент видеодоказательств с показаниями пострадавших из Киевской, Черниговской и Сумской областей о преступлениях российских войск. В частности, местные жители рассказали об умышленном убийстве среди гражданского населения и о бомбардировке жилых кварталов.
Как отметила журналистка и координатор проекта по документации военных преступлений Ирина Ярошинская, команда приступила к работе 7 апреля – с момента, когда украинские войска начали освобождать северные области. За это время по «горячим следам» удалось задокументировать более 70 преступлений, совершенных войсками россии.
«С 7 апреля мы собрали истории более 70 украинцев, пострадавших от рашистских оккупантов. За это время мы побывали более чем в 20 населенных пунктах. Наша команда стала первой, которая попала в Бучу после освобождения. По Киевской области это была Бородянка, Катюжанка. Далее вместе с операторами побывали в Черниговской области, в печально известных селах Ягодное, Лукашевка, Ивановка. В Сумской области наша съемочная группа была в тех местах, где до сих пор идут обстрелы. Мы показали, как люди живут в тех местах, где продолжаются обстрелы. Дальше мы планируем выезжать в Харьковскую область», - сказала она.
По словам инициатора проекта Золотухиной, ее собственный опыт работы спецкором газеты «Сегодня» в лагерях для беженцев на границе Турции и Сирии обусловил основную цель инициативы – наказание виновных.
«Самое страшное начинается после войны. Когда люди оказываются в безопасности, оказывается, что у жертв конфликтов нет воли к жизни. Отчасти это связано с тем, что люди, причинившие эту боль пострадавшим, не наказаны», - сказала она.
Согласно представленным видеоматериалам, основу документирования преступлений составляют прямые свидетельства жертв – участников событий, поэтому, по словам Золотухиной, проблемой стало то, что «найти пострадавших довольно трудно: нужно обойти все село, чтобы найти контактные номера».
«Мы находим контакты. И дальше общаемся, например, в Zoom. Второй момент: мы сплошь и рядом не можем найти вообще никаких родственников. В Ягодном – это ужасное место, где 360 человек, которые месяц провели в подвале сельской школы, совершенно непригодном для жизни людей, – около 10 пожилых людей умерли от недостатка кислорода. К сожалению, мне не удалось сейчас найти ни одного родственника этих пожилых людей, чтобы задокументировать, назвать их имена, показать свидетельства о смерти», - рассказала Золотухина.
Также журналистка отметила, что этот проект имеет целью не только фиксацию преступлений с последующей передачей их в МУС, но и освещение в медийном пространстве.
Как ранее сообщал Укринформ со ссылкой на пресс-службу Офиса генерального прокурора, с начала полномасштабного вторжения россии в Украину украинские правоохранители зарегистрировали 31 321 военное преступление, совершенное войсками россии.