"Жалость не возвращает к жизни и не мотивирует": учительница "Школы супергероев" об обучении детей в больницах
"Жалость не возвращает к жизни и не мотивирует": учительница "Школы супергероев" об обучении детей в больницах

"Жалость не возвращает к жизни и не мотивирует": учительница "Школы супергероев" об обучении детей в больницах

Галина Лучик присоединилась к команде учителей "Школы Супергероев" в Киеве осенью 2021 года, где стала преподавать химию, экологию, биологию и естествознание. А уже во время войны Галина взяла на себя ответственность быть координатором киевской школы и держит на себе коммуникацию с учителями и учебный процесс. Сейчас обучение восстановлено в киевском Охматдете — здесь учится более 30 маленьких пациентов ежемесячно.

С дипломом банкира и успешной преподавательской карьерой в университете Галина решила идти по зову души и выбрала для себя работу больничного учителя. Ее выбор неслучайен, ведь среднюю школу она заканчивала, находясь в больнице, и на собственном опыте знает проблемы детей, которых от образования оторвала болезнь.

Куратором проекта "Школы Супергероев" является ведущая 1+1 и общенационального марафона ""Единые новости", YouTube- блогер Наталья Мосейчук.

Мы продолжаем рассказывать истории образовательных терапевтов – учителей школ в больницах, которые, даря свои знания своим подопечным, становятся для них поддержкой и опорой, особенно в сложное время войны.

"Я точно знаю, какой свет надежды горит в маленьких сердечках"

Почему стали учителем и согласились работать в "Школе Супергероев"?

Я лично больничный ребенок, много времени проведенного в больнице, как пациента с младенческого возраста, сформировало у меня мечту, еще где-то лет в десять – стать врачом. Моя бабушка была операционной медсестрой и мечтала стать хирургом. Однако сложная болезнь в 15 лет изменила кардинально планы на жизнь. Я стала банкиром по профессии, меня оставили преподавать на кафедре после учебы учетные дисциплины. Это было начало моей научно-педагогической деятельности и работы со студентами. Позже, я решила приблизить себя к наукам, которые действительно были интересны мне в школьном возрасте, но болезнь изменила планы и стала учителем биологии и химии. В 2018 году однажды наткнулась в соцсетях на пост "Школы Супергероев", в этот день на паре со студентами мы как-то начали обсуждать, чем отличается мечта от цели в жизни. И тогда, я сказала, что мечтаю работать больничным учителем. Я написала школе письмо и мы начали сотрудничество. На сегодняшний день имею проблемы со здоровьем, как и всю свою сознательную жизнь. Мне кажется, что точно понимаю, что чувствуют такие детки и точно знаю, какой свет надежды горит в их маленьких сердечках.

У вас есть личный опыт получения образования в больнице?

Я не раз была пациентом и в детском и во взрослом возрасте. Когда я болела, то не посетила ни одного урока в 10 и 11 классах. И у меня было право на образование в форме самообразования. Со мной работала только учительница украинского языка и мама, и больше из учителей никто не помогал мне овладеть материалом. Трудно было возвращаться в общество, ты отвыкаешь от людей, если с тобой никто не общается, когда ты ешь не так, как все; пьешь не так, как все. А обучение – это когда ты общаешься, узнаешь новое, доказываешь свое мнение. Учеба – это когда ты личность. Мне было очень стыдно, что я пропустила два года обучения, я пыталась скрыть это, я думаю, что сегодня для тех людей, которые меня знают, это открытие. Я просто научилась жить дальше. Я стараюсь сегодня детям в "Охмадите" помочь жить дальше, стать мотиватором, другом, примером – это наверняка слишком громко сказано, но где-то так.

Как отреагировали окружающие ваше решение пойти работать больничной учительницей?

Скорее отказывали, почему-то людям виднее… Психологически тяжело, негативные эмоции, переживания, страх, стресс – это все те эмоции, которые, по мнению людей, должен переживать больничный учитель. На самом деле, это не так. От больничного учителя всегда ждут и надеются на положительные эмоции на уроках и новые знания.

Детям нужно чтобы общество приняло их такими, как они есть

Многие учителя избегают работы с детьми в больницах, а это эмоционально тяжело. Самая распространенная первая реакция – жалость и слезы.

Мы должны понимать, что больным детям, которые имеют сложные диагнозы или хронические заболевания, на самом деле не нужна наша жалость. Многие говорили мне, что как я могу, разве мне их не жалко, вот они бы не смогли работать больничными учителями, потому что жалели бы деток и все. Представьте все тебя жалеют, потому что ты болен. Мой ученик Алексейчик с которым я индивидуально работаю – это уже частица моей жизни, мой родной человек. Но в начале нашей работы он очень себя жалел и трудно было его мотивировать возобновить учебный процесс. Детям в больнице нужна наша мотивация, наша поддержка, чувство жизни, а не существование. Им нужно, чтобы общество готово было их принять такими, как они есть и предоставить равные права, в первую очередь на образование. Они должны вырасти как личности, которые несмотря ни на что, всем могут, умеют, знают. Жалость – не стимул, она не возвращает к жизни, она не мотивирует.

Случались ли в вашей практике случаи, когда ваш ученик уходил из жизни?

Ученик – нет, к счастью. Но в первый год моей работы, из жизни ушел тяжело болевший студент. Я не знала о его болезни, я видела, что он посещает занятия редко и появляется на костылях, но и не подозревала, что все так серьезно. Я и сегодня упрекаю себя в том, что не поставила ему такое количество баллов к экзамену, чтобы обеспечить отличный результат, потому что экзамен принимала не я, а другой преподаватель.

Педагогическая практика сформировывает собственные подходы. Какие преподавательские "лайфхаки" у вас есть?

Основное правило – это приходить к детям на урок или к студентам на пару с улыбкой, и никто не знает о твоем настроении и переживаниях. Таким образом, все работают и с позитивом открывают новый мир знаний.

Чем поражают вас на занятиях дети?

Как-то на уроке по финансовой грамотности мы составляли индивидуальный бюджет и, к сожалению, все дети предусмотрели в расходах "конверт на лекарства". Возможно, на первый взгляд, эта история печальна, но удалось превратить ее в мотивирующую. Каждый из них понял, что следует управлять доходами так, чтобы иметь возможность обеспечить себе должное лечение и иметь силы продолжать работать, развиваться и добиваться успеха.

Какие инновации вы хотели бы внедрить в системе образовательных услуг в больницах?

Есть желание продолжить и реализовать педагогические наработки моей мамы по блочно-рейтинговой системе оценивания и контроля знаний. Мама – мой педагогический пример, мой наставник, конечно до ее уровня мне долго еще нужно расти. Она внедрила свой формат данной системы и несколько десятков лет успешно использовала ее при преподавании химии в школе. Я недавно уже сформировала, как ее можно адаптировать к больничным условиям. Как правило, когда слышат такие названия, то думают, что такие технологии в педагогике работают только с сильными учениками, но это не так.

Ваши планы и амбиции, как будете развиваться в профессии?

Есть два актуальных направления, над которыми работаю – это авторский курс по финансовой грамотности и авторский курс по экологической культуре для детей. Новое поколение – новые вызовы, новое видение и восприятие, все начинается с каждого из нас. И, наверное, все же защита кандидатской диссертации, которая уже написана и долго ждет своего часа.

Справка:

"Школа Супергероев" — это образовательный проект, основанный в 2016 году общественной организацией "Маленькое сердце с искусством". Его цель – обеспечение конституционного права на образование детей, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях. Куратором "Школы Супергероев" является Наталья Мосейчук, ведущая 1+1 и марафона "Единых новостей".

Она помогает двигать реформу школ в больницах вместе с командой благотворительной инициативы "Право на образование" и 1+1 медиа.

С 2019 года по социальной франшизе филиала "Школы Супергероев" открыты в восьми больницах Киева, Житомира, Херсона, Днепра, Харькова и Хмельницкого.

Читайте также:

  • Образование после войны и воспитания детей: педагог из "Школы супергероев" рассказал об обучении в больницах
  • "Учителя ждут Украины": педагог "Школы супергероев" рассказала о работе в Херсоне и помощи больным детям
Источник материала
Поделиться сюжетом