В параллельном мире импорта.
С начала полномасштабного вторжения России в Украину из страны-агрессора начался массовый исход брендов.
По итогу российская экономика столкнулась с серьезными проблемами.
С апреля страна потеряла половину своего импорта.
Производственные предприятия, которые зависят от импортных компонентов, испытывают трудности или находятся на грани закрытия.
Правительство увеличило военные расходы, а доходы бюджета сократились.
По этой причине из пыльного шкафа достали идею 2015 года.
Тогда, после аннексии Крыма и развязывания войны на Донбассе, Кремль продумывал способы заменить на рынке ушедших поставщиков.
Но 7 лет назад иностранные компании в своей массе не ушли из России, поэтому закон о параллельном импорте остался лишь в планах.
Теперь все изменилось, и для спасения тонущей экономики российские экономисты прибегли к старому плану.
Что такое параллельный импорт? Так называют ввоз в страну товаров без согласия производителя или правообладателя.
Раньше компании-производители продавали товары официальному дистрибьютору в России.
От дистрибьютора техника шла на полки магазинов.
При параллельном импорте ретейлеры должны покупать товары не в РФ, а у небольших заграничных компаний, которые сами закупились у производителя.
Параллельный поток может идти как из страны-производителя, так и через третьи страны.
На бумаге все выглядит прекрасно, но что на деле? Во-первых, за дополнительные торговые цепочки заплатит потребитель.
"Из-за такой схемы стоимость доставки подорожает на 5–50%, в зависимости от категории товара и логистической цепочки, и увеличатся сроки поставок", - говорит партнер российского ритейлера One Story Ольга Сумишевская.
Во-вторых, резко возрастает риск получить подделку вместо желанного i.
Разумеется, российские антимонопольные службы уверяют, что контрафакта не будет, но с параллельным импортом контрафакт все равно проникнет на рынок.
"Без участия правообладателя таможне и российским закупщикам будет сложнее отличить оригинальный, но не локализованный для России товар и контрафактный товар, который был изготовлен без согласия правообладателя", - признает юрист практики IP/IT АБ Качкин и Партнеры Андрей Алексейчук.
Кандидат экономических наук Андрей Новак отмечает, что все разговоры относительно параллельного импорта в России напоминают такие же басни об импортозамещении.
"На самом деле параллельный импорт в РФ – это ничто иначе, как контрабанда и осуществление любых торговых операций в обход международных санкций.
Очень мало стран и очень мало компаний хотят связываться с Россией, нарушать эти санкции и подпадать под санкционное влияние.
Всегда есть местные бизнесмены, которые с целью кратковременной быстрой наживы могут контрабандой что-то куда-то завезти.
Как правило, контрабандный товар характеризуется низким качеством.
Если говорить о какой-то технике, программном обеспечении, то оно нелицензионное и как правило некачественное.
В такой стране, как РФ, невозможен подход параллельного импорта, - а на самом деле контрабандного импорта, этот подход существенно не поможет им что-то заместить или компенсировать", - говорит Андрей Новак.
Первые проблемы.
Российские власти не учли факта, что легализовать параллельный импорт и претворить его в жизнь - задачи разные.
На практике в России уже начались проблемы, и первым под удар попал авторынок.
Несмотря на то, что для автомобилей из-за границы открыт "параллельный импорт", отрасль продолжает стагнировать.
"Мы можем предоставить гарантию на автомобили, ввезенные путем параллельного импорта, но за отдельную плату, так как это не планируется закладывать в стоимость авто.
Как вариант клиенты могут приобрести автомобиль без гарантии", - говорит генеральный директор ГК "Автодом" Андрей Ольховский.
Проблемы могут возникнуть также с ремонтом и техническим обслуживанием "серой" продукции.
Например, по закону о защите прав потребителей РФ починить автомобиль по гарантии можно только с оригинальными запчастями.
А официальный дилер может отказать в ТО в случае использования неофициальных деталей, отмечает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
Это касается не только авто, но и другой "параллельной" продукции.
Также наблюдаются проблемы с техникой.
Например, в июне в страну ввезли партию телефонов Samsung, которые просто не включились.
Привезенные смартфоны были предназначены для продаж в другой стране - и это один из сотен случаев, говорят эксперты.
Отмечается, что не все продавцы смогли наладить доставку и проработать логистику, из-за чего растут затраты и временные рамки.
Также ряд товаров завозят в ограниченном количестве, есть проблемы с растаможкой.
Тяжелое дыхание санкций.
В мае российский Минпромторг утвердил список товаров для параллельного импорта.
В него вошли автомобили и автозапчасти, техника Apple, Samsung и других брендов, одежда, обувь, сумки, меховые изделия, бумага и картон, оборудование для добычи полезных ископаемых, электроэнергетики и другое.
Сразу же в бой за параллельный импорт вступили несколько российских маркетплейсов.
Например, "Яндекс-маркет" по информации СМИ уже готовит новое подразделение для этой работы.
Первые партии товаров в сегменте электроники и бытовой техники якобы уже прибыли на склады онлайн-ритейлера.
Речь идет о посудомоечных машинах, духовых шкафах, варочных панелях и видеокартах.
Названия брендов не уточнили, но, по данным "Коммерсанта", речь идет о Bosch, Siemens, Panasonic, LG Electronics, AMD, Intel, IBM.
Маркетплейс Ozonтоже планирует начать "серые" поставки импортной продукции.
Ритейлер замахнулся на продажу люксовых товаров.
Но подобным площадкам стоит умерить пыл.
Недавно США пригрозили 18 странам, которых подозревают в перепродаже РФ подсанкционных товаров.
Среди нарушителей - Армения, Бразилия, Китай, Грузия, Индия, Израиль, Казахстан, Кыргызстан, Мексика, Никарагуа, Сербия, Сингапур, Южная Африка, Таджикистан, Турция, ОАЭ и Узбекистан.
"Это очень сильный сигнал о том, что эти 18 стран замечены как пытающиеся обходить российские санкции.
Если они и дальше это будут делать, то к ним применят такие же, или похожие санкции.
Большинство стран поставит на чашу весов небольшие потери от того, что они что-то не продадут России, и возможные потери, если к ним применят санкции.
Окажется, что для любой страны не в пользу сотрудничество с Россией", - уверен Андрей Новак.
Валерия Шипуля.