/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F209%2F4ffc2ab2ccecd3cc8e058ed807c2e39c.jpg)
Третья фаза войны: россия уже не владеет полностью инициативой, а Украина еще не владеет
Об этом заявили в Укринформе военные аналитики во время экспертной встречи с журналистами по итогам полугода войны «Состояние и перспективы развития событий на фронте».
Во встрече приняли участие председатель правления Центра оборонных стратегий Андрей Загороднюк, военный эксперт, аналитик Национального института стратегических исследований Николай Белесков, заместитель председателя правления Центра оборонных стратегий Алина Фролова и руководитель программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник.
Загороднюк условно выделил в войне три этапа, а нынешнюю ситуацию назвал шаткой и очень ненадежной.
«Первый – это был этап в неудачном блицкриге, когда сразу по нескольким направлениям российские войска заходили на территорию Украины. Они поняли, что это завершилось провалом и вывели войска с севера Украины. На втором этапе они сконцентрировались на востоке, зафиксировались на юге и пытались что-то сделать на Черном море. Сценарий выглядел так: сначала выйти на границы Луганской области, затем Донецкой, перегруппироваться и пойти на юг, захватывая все до конца побережья, чтобы нас полностью отрезать от моря. Украина смогла сбить этот сценарий, у них нет особой возможности сейчас выполнить свои задачи ни там, ни там. Сейчас началась третья фаза противостояния. Ситуация шаткая, очень ненадежная», - сказал эксперт.
По его оценке, на этом этапе Украине навязывают сценарий войны на истощение. То есть, этакая война ресурсов - кто дольше продержится, у кого первого закончатся силы.
«Я считаю это категорически недопустимо для Украины ни в коем случае. Этот путь нам категорически невыгоден. Нам выгодно использовать слабость российской федерации, которая есть сейчас, поскольку они не способны сформировать каких-либо серьезных группировок для эскалации. Нам нужно добрать то вооружение, которое мы просили у партнеров, и все-таки навязывать свои правила. Я думаю, что нам это удастся, но это серьезный вызов», - подчеркнул Загороднюк.
Белесков остановился на ресурсах российской федерации. По его мнению, сами россияне не знают своего ресурса, иначе их политика была бы лучше.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F209%2F9a9d15c062c3e8225b48fb4dc75dc61f.jpg)
«Они, пожалуй, только сейчас узнают, какой у них реальный мобилизационный ресурс оборонно-промышленного комплекса, какие запасы есть и на что они способны. Той армии, которой россия начала наступление 24 февраля, у них уже никогда не будет. Ту армию они создавали 12 лет в довольно благоприятных условиях, как финансовых, так и технологических. Сейчас они не могут производить самостоятельно вооружение, потому что критически зависимы от импортных комплектующих, в первую очередь полупроводников», - сказал эксперт.
С другой стороны, напомнил он, Украина ведет войну с государством, которое унаследовало наибольшее количество вооружений Советского Союза, наибольшую долю боеприпасов и наибольшую долю оборонно-промышленного комплекса, поэтому "у них есть возможность определенное время создавать для Украины проблемы".
Также Белесков акцентировал внимание на текущем обеспечении армии рф бронетехникой.
«Если враг теряет за полгода, по разным оценкам, от 35 до 50 процентов своего парка танков из того, что он считал для себя оптимальным, то о каких-то наступлениях в таких условиях говорить трудно. Это же касается и бронетехники: утрачено около 4 000 бронемашин, а это 25-30 процентов того парка, который был. Это тоже действительно серьезные потери. И это тоже аргументы, почему и дальше будет такая ситуация на линии фронта, когда фронт не меняется ни в одну сторону», - подчеркнул эксперт.
Также он охарактеризовал ситуацию с ракетным вооружением рф: значительную его долю враг уже утратил.
«россия утратила значительную часть своего высокоточного (по их стандартам) вооружения – несколько тысяч ракет. Но это не заставило Украину сдаться. То есть, россия утратила значительную долю своего ракетного вооружения без достижения эффекта. Мы в то же время получаем помощь. Ее нам не хватает, но в любом случае это вооружение проявляется на линии фронта. У нас есть средства поражения на глубину до 100 километров, а у россии нет такого оружия. Хотя не будем забывать, россия продолжает воевать по стандартам второй мировой войны, засыпая нас массой стали», - отметил Белесков.
Наличие ресурсов назвал определяющим фактором и представитель Центра Разумкова. Он остановился на зависимости Украины от западной помощи.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F209%2F461c639a51970c9b7b7f4eec697af177.jpg)
«Когда мы говорим о действиях наших партнеров, понимаем, что это не их война, поэтому они могут позволить себе где-то регулировать объемы и скорость поставок вооружений. Но необходимо убеждать, что это может стать и их войной. На сегодняшний день можно констатировать определенные тенденции. россия уже не владеет полностью инициативой, а Украина еще не владеет полностью инициативой. Но главное – что Украина уже захватывает эту инициативу. Пока ситуация колеблется, непонятно куда она может вырулить», - подытожил Мельник.
Эксперты согласились, что в этой фазе войны есть большой фактор неопределенности, случайности.
Как сообщалось, 24 февраля российская федерация начала новый этап войны против Украины – полномасштабное вторжение. российские захватчики обстреливают и бомбят мирные города и села Украины, пытают и убивают мирное население.

