Об этом сообщили эксперты во время онлайн-дискуссии на тему "Общий путь. Прошлое и будущее украинской анимации", организованной Довженко-Центром, передает Укринформ.
"Индустриальной анимации в стране нет. Если бы она была, то мы сериалы и полнометражные фильмы каждый год выпускали – не шесть за 30 лет, а каждый год. У нас все держится на энтузиастах", - подчеркнула исполнительный директор УАнимА и продюсер студии "Красная собака" Елена Голубева.
Она также отметила, что "у нас все делается "вопреки", поскольку сектору анимации не хватает финансирования.
"Украина в 2016 году подписала Восточноевропейский меморандум, в котором говорилось отом, что, чтобы украинская анимация оставалась на плаву, нужно не менее 10% из любых фондов - государственных и негосударственных. После каждого питчинга я отмечала, что 10% не было никогда – было 2%, 3%", – сказала она.
Между тем, Голубева подчеркнула, что война нанесла еще один удар по сектору анимации в первую очередь из-за оттока кадров. По ее мнению, большинство специалистов, которые умели рисовать и работать в специальных программах, навсегда выехали за рубеж, в частности, в Польшу.
В то же время эксперт подчеркнула, что анимация в подавляющем большинстве стран мира - это убыточная отрасль: только Дисней приносит прибыль. По ее словам, если 10% бюджета возвращается после показа – это считается успехом.
В свою очередь, другие специалисты отметили, что в последние годы дело с этим сектором в Украине налаживалось благодаря средствам из Украинского культурного фонда и Госкино.
Как отметила программный директор Международного фестиваля актуальной анимации и медиаискусства LINOLEUM Анастасия Верлинская, "до начала полномасштабного вторжения ситуация не была идеальной, однако с каждым годом становилась лучше". Она подчеркнула, что сейчас индустрия находится в шоковом состоянии и художники поддерживают друг друга всеми возможными средствами.
"Мы делаем показы. Какие-то из них оплачиваются – мы распределяем гонорары между режиссерами. Если появляются дополнительные возможности, мы, конечно, о них пишем. Госкино сейчас ничего не финансирует", – сказала она.
Также специалист сообщила, что во время фестиваля "LINOLEUM", который состоялся в Киеве в начале сентября, были представлены работы режиссеров - энтузиастов, но этого мало, чтобы двигать индустрию.
"Почти все они не работали с госфинансированием, а делали фильмы по собственному энтузиазму. И они готовы их в дальнейшем делать. В то же время эти режиссеры имеют коммерческую работу, поэтому несколько раз в год они эти фильмы не будут делать", - сказала она.
По мнению режиссера анимационного кино Никиты Лиськова, еще одной проблемой для украинской анимации остается отсутствие качественного образования.
"Мы теряем талантливых людей еще на первых шагах – они едут на обучение в Европу и не возвращаются. Очень много хорошей анимации создается еще студентами за маленькие средства. Мне хотелось, чтобы образование в Украине возобновили, и оно было не только в больших городах, в частности , Киеве, Днипре, Харькове, Львове", - подчеркнул он.
Также он подчеркнул, что среди общества есть заинтересованность в анимации: его проект "Putler Kaput!" поддержали около 200 аниматоров, но "у людей отсутствует почва". В то же время в поисках заказов художники должны выезжать за рубеж, потому что "в Европе интересен украинский контент".
Как сообщал Укринформ, Лиськов в своем Телеграме "АнімаціЯ" основал флешмоб короткометражек о смерти путина. Он призвал аниматоров нарисовать короткий мультфильм ДО 10 секунд о том, каким мог бы быть конец главы кремля.