Как передает Укринформ, соответствующая Декларация Европейской комиссии, стран-участниц и финансовых институтов обнародована на сайте Еврокомиссии.
Главное назначение «коридоров солидарности» — содействие экспорту украинского зерна на глобальные рынки и смягчение проявлений глобального продовольственного кризиса.
Еврокомиссия напоминает, что после блокирования россией черноморских портов Украины и в рамках мероприятий по ответу Европейского Союза на агрессию россии против Украины Еврокомиссия и приграничные страны 12 мая 2022 года ввели «коридоры солидарности» между ЕС и Украиной. Они важны для обеспечения сельскохозяйственного экспорта и импорта других товаров.
«Еврокомиссия срочно выделяет 250 млн евро в форме грантов для развития «коридоров солидарности». В ближайшее время мы поддерживаем быстрое улучшение их деятельности, в частности, за счет использования мобильного оборудования, чтобы сократить время ожидания и усовершенствовать систему пересечения границы и других маршрутов доступа. На среднесрочную перспективу мы мобилизуем ресурсы Фонда объединения Европы (CEF) и 50 млн евро для поддержки инфраструктурного развития, необходимого для дальнейшего увеличения возможностей коридоров солидарности, - говорится в сообщении.
Участники Декларации выразили намерение работать совместно с партнерами из числа международных финансовых институций, включая ЕИБ, ЕБРР и Всемирный банк, для осуществления операций по поддержанию ликвидности компаний-операторов в рамках коридоров солидарности, а также для проведения необходимых работ по ремонту, восстановлению и увеличению пропускной способности таких транспортных маршрутов.
В рамках этой программы ЕИБ планирует инвестировать до 300 млн евро до конца 2023 года в проекты, отвечающие задачам «коридоров солидарности». Это финансирование будет осуществляться в дополнение к уже объявленным и существующим программам финансирования в Украине, значительная часть которых предназначена для модернизации дорог и железнодорожных путей. ЕИБ и Еврокомиссия также представят техническую экспертизу для определения и подготовки транспортных инфраструктурных трансграничных проектов, которые могут совместно финансироваться за счет средств ЕИБ и Фонда объединения Европы (CEF).
В свою очередь, ЕБРР намерена инвестировать 300 млн евро для развития «коридоров солидарности» в период 2022-2023 года, при этом часть таких проектов уже определены и одобрены.
Вдобавок Группа Всемирного Банка проводит подготовку чрезвычайного проекта по ремонту железнодорожных путей и дорожной инфраструктуры, поврежденных войной. Стоимость такого проекта оценивается еще в 100 млн долларов США, которые должны быть выделены в 2023 году. Наряду с этим идет обсуждение одновременной модернизации инфраструктуры и многомодульных логистических пунктов в Румынии и в Республике Молдова, расположенных на границах с Украиной, для поддержки критических направлений экспортно-импортных операций Украины с перспективой реконструкции таких транспортных и логистических центров.
Еврокомиссия и другие участники, подписавшие Декларацию, призвали международных партнеров предоставить дальнейшую финансовую помощь для этих действий, имеющих ключевое значение для Украины, Республики Молдова и глобальной продовольственной безопасности.
Как отмечается в Декларации, Украина является одним из крупнейших мировых производителей зерна, в нормальных условиях она экспортировала на мировой рынок около 45 млн тонн зерна каждый год. В результате российской агрессии против Украины, во время которой россия начала блокаду черноморских портов Украины и сознательно заблокировала украинский сельскохозяйственный экспорт, возник глобальный продовольственный кризис, а миллионы людей в наиболее уязвимых странах, которые рассчитывали получить украинское зерно, предстали перед перспективой продовольственной опасности.
С момента введения «коридоров солидарности» между ЕС и Украиной по этому пути удалось вывезти из Украины более 15 млн тонн украинских сельскохозяйственных товаров, включая зерно, подсолнечник и сопутствующие продукты, перевезенные по автомобильным дорогам, железной дороге и через дунайские порты. В дополнение к августу была начата Черноморская зерновая инициатива, которая способствовала снижению глобальных цен на продовольствие. Эти мероприятия вместе смогли обеспечить экспорт на мировой рынок около 25 млн тонн украинской сельскохозяйственной продукции в период с мая по конец октября этого года.
Как отмечается в Декларации, сейчас коридоры солидарности являются единственным путем для экспорта других непродовольственных товаров из Украины. Учитывая это, «коридоры солидарности» превратились в настоящую «дорогу жизни» для экономики Украины и позволили украинским фермерам и бизнесу получить прибыль более чем в 15 млрд евро.
«ЕС работал вместе со странами-членами, Украиной, Молдовой, с международными партнерами и компаниями, с операторами транспорта для улучшения функционирования «коридоров солидарности». Пограничные страны ЕС, такие как Польша, Румыния, Словакия и Венгрия, внесли огромный вклад и инвестиции в усовершенствование этих транспортных путей», - говорится в сообщении Еврокомиссии.
Как отмечается, «коридоры солидарности» позволяют улучшить транспортное сообщение между Украиной и Молдовой, а также являются проектом, направленным на установление стабильного транспортного сообщения между ЕС и этими странами, учитывая их будущее вхождение в ЕС и интеграцию в Единый рынок Евросоюза.
В то же время, как отмечает Декларация, «коридоры солидарности» уже достигли лимитов собственной пропускной способности, практика их использования выявила «узкие места». Использование этого маршрута все еще связано с высокими логистическими издержками. Программа инвестиций, общий объем которой составляет около миллиарда евро, предназначена для того, чтобы решить эти проблемы.
Как сообщалось, после вторжения в Украину россия заблокировала черноморские порты Украины и остановила экспорт сельскохозяйственной продукции, поставляемой Украиной на мировой рынок. россия начала воровать украинское зернона временно захваченных территориях и сознательно разрушать украинские зернохранилища с продукцией, уже подготовленной на экспорт. Такие действия россии привели к глобальной продовольственной опасности и резкому росту мировых цен на продовольствие. ЕС основал «коридоры солидарности» из Украины как альтернативный путь для вывоза из страны сельскохозяйственного экспорта.