В НБУ говорят, что пока не планируют включать печатный станок в следующем году и обещают вернуться к плавающему курсу гривны и отменить валютные ограничения, как только разрешит ситуация в стране.
Финансовая поддержка партнеров - “лекарство” против эмиссии.
По словам заместителя главы НБУ Сергея Николайчука, пока нет нужды говорить о том, что в следующем году придется проводить дополнительную внеплановую эмиссию гривны (вливание денежных средств в обращение.
– Ред.), чтобы поддержать государственный бюджет.
“В целом, сам проект госбюджета на 2023 г.
предусматривает отказ от эмиссионного финансирования”, – сказал он.
Замглавы НБУ отметил, что в следующем году, скорее всего, нужно будет вносить ряд корректив в госбюджет, который в этом году установил рекорд по преждевременному принятию.
Напомним, главный финансовый документ страны в такие сроки – в начале ноября раньше не принимался.
Но в любом случае проект предполагает, что эмиссионного финансирования бюджета не будет.
Не включать печатный станок регулятор рассчитывает благодаря финансовой помощи западных партнеров Украины.
“По нашему мнению, совместные усилия Министерства финансов, Национального банка, других органов власти позволят реализовать этот амбициозный план за счет привлечения внешних ресурсов и восстановления внутреннего долгового рынка”, - пояснил он.
По словам С.
Николайчука, отказ от эмиссионного финансирования – это вывод из экспертных дискуссий в рамках переговоров с МВФ на уровне НБУ и Минфина.
Поэтому ждать внеплановых эмиссий гривны в 2023 г., скорее всего, не стоит.
Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра, что надежды НБУ на то, что не нужно будет включать печатный станок в следующем году связаны только с верой в то, что Украине предоставят деньги международные спонсоры.
Если эти надежды оправдаются, то действительно, регулятору не придется прибегать к эмиссии гривны.
Если же наши расчеты на помощь зарубежных инвесторов не оправдаются, будем вынуждены делать эмиссию.
Чем грозит эмиссия Украине, если НБУ все-таки прибегнет к ней в следующем году?.
Во-первых, новые деньги будут попадать на рынок валютных спекуляций.
Они не обеспечат роста экономики и не пойдут на создание новых рабочих мест, напротив, будет отток капитала.
Во-вторых, эмитированные деньги будут сразу попадать на рынок потребительского кредитования.
И пойдут на покупку, преимущественно импортных товаров.
Как следствие, произойдет отток капитала в страны-импортеры.
В-третьих, вмешательство регулятора в рыночный механизм ценообразования вредит рыночному равновесию.
В то же время, Александр Болтян, аналитик компании Esperio считает, что эмиссия гривны в следующем году не исключена и что именно она может стать спасением от высокой инфляции.
В Украине идет война, поэтому НБУ готовит запасные сценарии поведения на случай, если будут ограничения в экспортной активности, задержки с финансовой помощью со стороны кредиторов и сочувствующих нам стран, новые разрушения инфраструктуры, ухудшение инфляционного давления из-за внешних факторов.
Это демонстрирует силу руководящего состава страны и дальновидность действий.
Появляется уверенность, что о государственной стабильности заботятся даже в такое непростое время и формируют долгосрочные планы удержания государства на плаву.
“План по эмиссии нужен в пределах того, что это один из финансовых инструментов, позволяющий влиять на уровень инфляции и на инвестиционную привлекательность государства.
Это позволит снизить процент по кредитам для коммерческих банков и стимулировать активность в этом направлении.
Мы не сможем обойтись без эмиссии, если не прекратится война”, – говорит эксперт.
В целом вышеперечисленные риски, вызванные эмиссией, НБУ имеет возможность контролировать, поэтому многое зависит от того, насколько взвешенными будут действия регулятора.
Возврат к рыночному курсу.
В НБУ надеются, что в будущем корректировать фиксированный курс доллара не потребуется, и следующим шагом станет переход к плавающему курсу.
“Когда мы будем видеть большую сбалансированность на валютном рынке и будем чувствовать себя достаточно комфортно, мы, конечно, будем возвращаться к плавающему обменному курсу.
Мы хотим сделать этот переход достаточно управляемым для того, чтобы не повлечь за собой дополнительные шоковые явления для экономики, бизнеса и населения”, - подчеркнул С.
В то же время, пока НБУ базирует свою политику на фиксации обменного курса гривны к доллару.
Таким образом, регулятор пытается не допускать значительной разницы между наличным и безналичным курсом.
Заметное укрепление наличного курса в октябре связывают с решением логистических проблем по доставке наличной валюты в кассы банков.
У экспертов разное видение того, когда НБУ должен вернуться к рыночному курсу.
Так, А.
Болтян говорит, что возвращение к плавающему курсу в будущем станет нормальным сценарием поведения, если мы будем меньше зависеть от накоплений населения в иностранной валюте.
Спрос на валюту сейчас есть только со стороны бизнеса, это фактический спрос для обеспечения страны зарубежными товарами и он вполне нормален, так как не формирует накопления в иностранной валюте, которые оседают в банковских ячейках.
А вот спекулятивный спрос со стороны населения с целью покрытия инфляции – это нездоровая история.
Избежать этого можно, когда Центробанк решит прекратить конвертацию валюты без подтверждения происхождения валютных накоплений.
К примеру, это может касаться моряков.
Но также можно создать условия, при которых конвертация будет доступна только в банковской системе.
То есть, чтобы можно было снимать в стране только гривны, а на счетах иметь доллары и евро, если есть необходимость уехать за границу.
В свою очередь А.
Охрименко считает, что во время войны нет смысла в плавающем курсе.
Он нужен, когда рынок работает в нормальных условиях, когда все предсказуемо и спокойно, а сейчас очень много паники и спекуляций.
Так что возвращаться к рыночному курсу лучше, когда закончится война.
Валютные ограничения впоследствии снимут.
Заместитель главы НБУ Сергей Николайчук также отметил, что с улучшением ситуации на валютном рынке и снижением рисков безопасности, будут постепенно отпускать те ограничения, которые будут иметь меньший риск вызвать бегство капитала и неблагоприятные события на валютном рынке.
В свою очередь А.
Болтян говорит, что валютные ограничения по вывозу средств, по объему конвертации в месяц и т.
– это все меры по сдерживанию колебаний на валютной арене.
Как только государство будет готово стимулировать силу гривны, оно пойдет по пути ограничения приема денег у населения и зарабатывать на конвертации смогут только спекулянты, а население, скупающее доллары для защиты денежных средств от инфляции, будет терять.
Виктория Хаджирадева.