Россию больше нельзя считать великим государством - Патриарх Филарет/Глава УПЦ КП назвал рецепт церковного единства в Украине
Россию больше нельзя считать великим государством - Патриарх Филарет/Глава УПЦ КП назвал рецепт церковного единства в Украине

Россию больше нельзя считать великим государством - Патриарх Филарет/Глава УПЦ КП назвал рецепт церковного единства в Украине

Недавно, 23 января, глава УПЦ Киевского Патриархата, Святейший Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет отпраздновал свое 94-летие. По этому случаю "Апостроф" решил поговорить с Патриархом об изменениях, которые большая война с россией вызвала в мирской и духовной жизни Украины. Какое будущее ждет нашу страну, почему Москва до последнего будет цепляться за влияние на нашу церковь и возможен ли диалог между конфессиями, об этом Патриарх ФИЛАРЕТ рассказал в интервью "Апострофу".

Читайте также: Украина вводит санкции против племянника патриарха Кирилла и ещё 20 священников РПЦ: список фамилий

- Ваше Святейшество, сейчас мы с вами общаемся, а в это же время по всей Украине раздается сигнал воздушной тревоги. В метро прячутся женщины со спящими детьми на руках. А вот на россии патриарх РПЦ говорит, что все нормально, что так и должно быть, что "сво" - богоугодное дело. Как такое может быть?

– Русская церковь всегда зависела от светской власти. Это было и в советское время, и в царское время. И эта традиция зависимости от власти продолжается. А поскольку россия ведет войну с Украиной, церковь этому помогает, ведь она всегда зависела от власти. Власть же российская ведет войну потому, что почувствовала, что потеря Украины для россии означает потерю великодержавия. Сейчас можно сказать, что россия не великое государство.

- Когда глава РПЦ кирилл, посылая россиян на войну, цитирует Священное письмо, то в чем здесь манипуляция?

– То, что написано в Священном писании, это слова истины. Но скажите, они кладут душу свою за своих ближних? Или убивают невинных? Они убивают невинных украинцев, пытаются завоевать чужие земли, а Священное писание не только не поддерживает, оно против этого. Надо любить, а не подчинять своей власти чужие народы. Поэтому, когда мы воюем, защищая свою Родину, мы правы, потому что это мы кладем душу свою за ближнего. А когда они воюют на чужой земле и хотят захватить то, что им не принадлежит, они грешат пред Богом.

– Желать смерти и уничтожения своим врагам. Существует ли такая дилемма с моральной, нравственной и христианской точки зрения? Ведь после той же Бучи, других эмоций, кроме как уничтожить врага, не возникает.

- Христос сказал: "Любите врагов ваших". Любите врагов, а не их злые дела. Злые дела нужно ненавидеть и против них бороться, а людей нужно любить. То есть их нужно избавить от этого зла. Многие не понимают как можно любить врага. Враг – это также человек и творение Божие. Творение Божие создано хорошо и его нужно любить. А злые дела, которые этот человек совершает, нужно ненавидеть. Зло и Бог ненавидит, а ведь Бог есть любовь. Потому и мы должны человека любить, а зло, которое делает этот человек – ненавидеть.

- Каково текущее положение дел у Киевского Патриархата? Мы помним, что в 2020 году Минкульт единолично снял с регистрации УПЦ КП, были даже суды. Ситуация изменилась? Регистрация возобновлена?

- Киевский Патриархат сняли с регистрации и сделали это "благодаря" митрополиту Эпифанию (глава Православной Церкви Украины – "Апостроф") и президенту Порошенко. Они желали ликвидировать Киевский Патриархат и захватить его имущество. Их беспокоило только имущество. Злое дело сделали, а Киевский Патриархат был, есть и будет. Власть должна дать нам регистрацию, потому что фактически мы существуем.

– А вообще у вас сохраняются какие-то отношения с митрополитом Эпифанием?

– Никаких отношений нет. К примеру, недавно меня поздравляли с днем рождения. Было много людей, а Эпифаний не поздравил. И вообще где бы я ни появился, он с того места убегает. На Днепре я освящал воду, он должен был там быть, а когда узнал, что я там буду, он отказался освящать воду на Днепре. Или в Украинском доме прощались с погибшими в Броварах. Эпифаний увидел, что я туда пришел и сбежал оттуда. Такая ненависть. А христианин не должен обладать ненавистью и мы должны иметь друг к другу братскую любовь. А что тогда делать, если вторая сторона этого не желает? В таком случае самому нужно в своем сердце не держать ненависть, а если тебя будут ненавидеть, то это их дело и они будут отвечать перед Богом.

– Почему, по вашему мнению, так происходит? ПЦУ видит для себя какую-то угрозу в существовании Киевского Патриархата?

- Потому что у Эпифания есть очень сильное желание завладеть имуществом Киевской Патриархии. Такое желание владеть чужим имуществом и приводит к подобным последствиям. В основе лежит стяжательство. Я же ему не мешаю, он служит и возглавляет свою церковь.

– Московский патриархат в Украине. По вашему мнению, это случайные коллаборанты в церкви, или это церковь коллаборантов?

– Причина, почему в Украине разделена церковь – это Москва. Именно Москва, потеряв Украину, когда мы стали независимым государством, потеряла и церковь. Каждый народ должен иметь свою независимую церковь. Мы стали независимыми, наша церковь стала поместной автокефальной, а Москве это не нравится. Им не нравится, что Украина ушла, поэтому они хотят через церковь держать Украину под своим влиянием. И к большому сожалению они оказывают это влияние через московскую церковь в Украине. Поэтому у нас и идет борьба: мы хотим, чтобы они отделились от Москвы, чтобы все объединились в одну украинскую церковь и служили вместе своему украинскому народу и своему государству.

- Почему УПЦ МП так тяжело разорвать связь с Москвой? Почему они так сопротивляются этому? Они живут здесь, служат здесь, что им вообще дает та Москва?

– Не они нуждаются в Москве, а Москва хочет владеть Украиной. А как владеть, когда Украина независимое государство? Через церковь. Чтобы влиять на украинский народ. И в какой-то степени Москва добивается этой своей цели. А наша задача создать единую церковь, независимую от Москвы, которая служила бы своему государству и своему народу.

– На Рождество было первое богослужение ПЦУ в Киево-Печерской лавре. Многие называли его историческим, ведь в Лавру вернулся украинский язык, да и вообще святыня возвращается к украинской церкви. Вы разделяете такое мнение по поводу исторического контекста события?

– Ничего особенного здесь нет, если один раз послужил. Ну и что, если послужил? Лавра – украинская святыня и рано или поздно она будет принадлежать украинской церкви. Мы должны бороться за то, чтобы Лавра не находилась в подчинении московского патриарха.

– В последнее время власть активно взялась за церковный вопрос. Это делается ради избавления от московского влияния?

- Власть заинтересована сейчас в том, чтобы духовная основа государства, которой является церковь, была независимой от другого государства. В этом заинтересовано государство. И я думаю, что и президент стоит на таких же позициях. Москва же, наоборот, через церковь хочет влиять на Украину. Есть еще в Украине многие, кто до сих пор уважает Москву, и Москва на них рассчитывает. Но нужно знать правду: в каждом государстве должна быть своя независимая церковь. Греки стали независимым государством, отделившись от Османской империи и церковь сделали независимую. Румыния, Болгария, Сербия… Когда мы были в составе советской империи, то мы вынуждены были быть вместе. А теперь мы независимое государство и в независимом государстве обязательно должна быть независимая церковь. Если ее не будет, то и государство не устоит.

– В июне прошлого года вы призывали провести объединительный Собор. Какая-то реакция или ответ от других церквей были?

- Никакой реакции не было, а объединительный Собор нужно провести, потому что если мы соберемся и примем решение, что мы единственная украинская церковь, и будем служить друг с другом, то тем самым мы укрепим украинский народ и украинское государство, потому что мы едины. Если бы не разделили украинскую церковь, то и войны не было бы и Крым бы не отпал. Единая церковь объединила бы всю Украину.

– А вы видите пути и возможности для такого объединения, для диалога между УПЦ КП, ПЦУ и УПЦ МП?

– Вижу. И все очень просто: все остается на своем месте, только мы между собой можем служить и общаться. Сейчас мы не служим друг с другом, а нужно только служить и не враждовать.

- Но если все остается на своих местах, то все равно будут три разных церкви.

– Возьмем Киевский Патриархат. Есть епархии и каждая епархия независима друг от друга. Так же и в украинском государстве: церкви, которые сейчас разделены, они будут существовать, как и существуют, но между собой будут в братских отношениях и тем самым образовывать единую украинскую церковь.

– А какие вообще у Москвы еще сохраняются рычаги влияния на украинскую церковь?

– Глава украинской церкви московского патриархата является постоянным членом московского священного синода, и там принимаются решения, в том числе, и в отношении Украины. А Онуфрий (предстоятель УПЦ МП – "Апостроф") принимает там участие. Так Москва и влияет. И не выпускает из своих рук. Ставит угодных ей епископов, епископ в свою очередь влияет на духовенство, а духовенство на народ.

- Но ведь духовенство самой УПЦ МП утверждает, что они разорвали связи с Москвой и теперь полностью независимы.

– Идет война, а духовенство московского патриархата какую позицию занимает? В крайнем случае нейтральную. Мы не вмешиваемся, это все политика. Так они говорят. А будь они независимыми от Москвы, то они бы не говорили, что это не наше дело. Они защищали бы свое украинское государство и свой народ. Зато они нейтральны: мы плохого Украине ничего не делаем, но и хорошего тоже ничего не делаем. А были бы независимы, делали бы только хорошее.

Но придет время, мы вернем и Крым и Донбасс, потому что правда всегда побеждает. В истории не было такого, чтобы победило зло.

P.S. В связи с некоторыми замечаниями, высказанными Патриархом Филаретом, редакция готова предоставить слово митрополиту Эпифанию.

Теги по теме
Украина война УПЦ МП церковь ПЦУ
Источник материала
Поделиться сюжетом