Экспансию можно рассматривать как одну из форм социального движения, связанную с влиянием одного общества на другое.
Существует несколько видов экспансий, которые осуществляются одними государствами в отношении других:
- территориальная – завоевания (возникновение империй в Европе: Римская, Карла Великого, Австрийская, Российская и т.д., а также номадические (кочевые) империи – викинги, монголы) либо освоение новых необжитых территорий.
- политическая – существенное влияние или полное господство над другим государством, смена власти или упразднение политических институтов, а также создание объединенных государств (Речь Посполитая с 1569 по 1795 гг., Великобритания с 1707 г.). Может осуществляться насильственно либо же мирно.
- экономическая – создание производительных сил за счет привлечения ресурсов, принадлежащих другим народам. Например, ограбление соседних территорий или навязывание неравноправной торговли, либо же создание взаимовыгодных отношений по инициативе одной из сторон;
Также можно выделить культурную, религиозную, идеологическую, технологическую, гуманитарную.
На протяжении истории территориальная экспансия обычно происходила в комбинации со всеми другими видами экспансий, прежде всего – экономической.
На протяжении тысячелетий человеческой истории территориальная экспансия не была чем-то из ряда вон выходящим. Наоборот – это было одной из ключевых составляющих международного общения.
Если говорить о России, то на протяжении столетий главным двигателем общества была идея о величии, которое понималось и продолжает пониматься как идея Имперского величия.
При этом, территориальная экспансия часто не являлась средством достижения каких-либо прагматических целей, а была самоцелью.
Потому что приращение территорий давало это самое ощущение величия, а на самом низовом уровнем – чувство сопричастности к великим проектам.
Но мнение о территориальной экспансии в мире эволюционировало.
В современном мире такой вид экспансии не только не только порицаем международным сообществом, но и утратил экономический смысл.
И это не случайно.
Военные издержки, гибель людей, расходы на восстановление разрушенной инфраструктуры, международные санкции и репутация агрессора превышают теоретические выгоды от территориальных приобретений.
Другие виды экспансий несравненно выгодней.
Примеры ненасильственной территориально-политически-экономической экспансии – Европейский Союз, территориально-политической – НАТО.
В свое время Великобритания добровольно отказалась от статуса империи и осуществляет разные виды экспансии на бывшие колонии (государства Содружества): экономическую, культурную, гуманитарную, идеологическую.
Отдельными статьями экспорта является английский язык, английское право для коммерческих отношений и английская судебная система, английский культурный продукт – трансляции футбольной Премьер-лиги, финансовые и страховые услуги и так далее.
Китай на сегодняшний день осуществляет по всему миру почти все виды экспансий, кроме насильственной территориальной.
Россия до 21 февраля 2022 года осуществляла довольно эффективную экономическую экспансию (что открывало дорогу к политической) по отношению к Германии и Европейскому Союзу в целом.
До 2014 года РФ проводила достаточно результативную экспансионистскую политику по разным направлениям (экономика, политика, культура, религии) и по отношению к Украине). Даже после аннексии Крыма и развязанной войны на Донбассе (актов территориальной экспансии), РФ не прекратила своих усилий влиять на Украину политически, экономически, гуманитарно, культурно (если это слово применимо к РФ вообще) и посредством церкви.
25 января 2022 года была разблокирована сертификация СП-2. Уже к лету 2022 года Европа бы попала в энергетическую зависимость от РФ, а Украина стала бы никому не интересна. То есть 20-летний проект, в который вложили под триллион долларов, был бы завершён.
То есть ключевым моментом является:
- насильственность территориальной экспансии вне рамок международного права с приобретением односторонним инициатором экспансии статуса агрессора, либо
- ненасильственность территориальной экспансии, в рамках международного права, когда этот процесс приобретает форму добровольной сделки.
Насильственные территориальные захваты в глазах международного сообщества – преступление, а преступление в современном мире (в отличие от мира прошлого) – не выгодно. В нем агрессор больше теряет, чем приобретает. Это фактически, стало аксиомой современной политики.
Но! Вдруг в России могучая воля решила: «Черт с ними, с издержками и репутацией, трехсотлетним «прорубанием окна» в Европу!!! Бердянск важнее. Сухопутный коридор в Крым важнее!
Сухопутный коридор внезапно стал своеобразным фетишем, и многие даже поспешили назвать его главной причиной войны. Так «сухопутный коридор» занял свое почетное место среди череды нескончаемых и нелепых целей т.н. СВО.
Исторически территориальная экспансия Московии, а затем и России на определенных этапах была подчинена определенной логике:
- присоединение Казанского и Астраханского ханств – установление контроля над транспортным коридором по Волге;
- выход к Азовскому и Балтийскому морям во времена Петра І;
- войны с Османской империей и Персией за контроль над Черным и Каспийским морями, а там и за Босфор с Дарданеллами можно было «пободаться».
Но что дает России сухопутный коридор в Крым?! Что по нему возить? При том, что уже есть Крымский мост, морское, авиационное и трубопроводное сообщение с материком.
Еще один аргумент – превратить Азовское море во внутренне озеро.
Да, Римская империя превратила Средиземное море во внутреннее озеро, Швеция на определенном этапе – Балтийское, Турция – Черное. Там пролегали важнейшие торговые маршруты. Какие важные маршруты в Азовском море?
Еще аргумент – чтобы заблокировать экспорт зерна и металла из Украины и занять ее место на мировых рынках.
Так Россия потеряла рынки сбыта своего газа и нефти на долгие годы. Хороший размен, ничего не скажешь!
Отодвинуть границы НАТО? Так они на севере приблизились вплотную.
Безусловно, даже на современном этапе развития цивилизации, ненасильственная территориальная экспансия имеет право на жизнь. Но при этом все равно будучи не особо выгодной, поскольку территориальное приобретение накладывает весь груз ответственности за дальнейшую судьбу новых территорий, и соответственно перекладывая все издержки.
В любом случае влечет расходы на обеспечение экономической гомогенности (например, ФРГ и ГДР), содержание госаппарата и военных гарнизонов; необходимость глубокого погружения в культурный, общественный, религиозный и политический контекст новых территорий.
Расходы ЕС на расширение и вынужденная политика выравнивания – весьма непростой и дорогостоящий процесс.
Характерным в этом плане являются результаты журналистского опроса в Финляндии о теоретической ситуации присоединения Карелии. Практичные финны ответили, что они бы отказались от возможности присоединить (фактически вернуть обратно) Карелию, даже если бы ее им «подарили».
Исходя из вышесказанного, логическая схема вырисовывается следующим образом.
В современном мире даже ненасильственная территориальная экспансия – весьма дорогостоящий процесс, а насильственная – однозначно является недопустимой глупостью и преступлением, даже в случае ее успешности.
Это аксиома и не знать ее высшее политическое руководство РФ и лично Путин не могли.
Следовательно, Путин развязал агрессивную войну против Украины, потому это самая бессмысленная и катастрофическая для РФ стратегия из всех возможных.
Это еще один, дополнительный аргумент в пользу концепции, которую мы отстаиваем с октября 2022. Идея состоит в том, что истинные цели СВО лежат внутри РФ и реализуют ее могущественные заинтересованные силы внутри РФ, для которых никакие жертвы российского народа, а тем более, украинского не являются преградой. Потому, что борются они за абсолютную и безраздельную власть над будущей Россией.
Авторы:
Владимир Шевченко, политолог, доктор философских наук
Андрей Саварец, аналитик, юрист, автор телеграмм канала «Особое мнение»