На 12-м месяце войны аналитики все чаще бьют тревогу, что российскому народу следует готовиться к долгосрочному конфликту. При этом в прошлом такие заявления всегда сопровождались пропагандистскими нарративами о том, что США втягивают Россию в затяжную войну.
Теперь пропагандисты утверждают, что затяжная война в первую очередь выгодна России. В конце января 2023 года на одном из сайтов появилась длинная анонимная статья, суть которой сводилась к мысли, что затянувшаяся война в Украине - не вынужденная необходимость, а “хитрый план Путина”. Автор утверждает, что абсолютно правы западные аналитики, когда говорят, что у России “ресурсов хватит на долгие годы, но запасы западных военных арсеналов будут серьезно истощены, а их экономика пострадает”. Автор материала заявляет, что “переход от наступательных операций к оборонительным позволит Кремлю провести масштабные изменения в составе
Вооруженных сил России, увеличить их численность и обеспечить своевременные поставки вооружения и техники”. «Эта статья - не отдельное мнение, а часть нового нарратива пропаганды, - уверены украинские аналитики. - «Эксперты» на передаче Соловьева также утверждают, что лучшая стратегия России в этой ситуации - дождаться момента, когда Запад раскроет все свои карты и продемонстрирует, как далеко он готов пойти в поддержку Украины. Говорящие рты призывают продержаться «пока не умрет последний украинец».
Похоже, главная надежда Кремля состоит в том, чтобы сделать ставку на истощение личного состава ВСУ, который, как рассчитывает Путин, иссякнет до того, как Киев получит необходимое вооружение с Запада. Начиная с декабря 2022 года, российская пропаганда все чаще стала продвигать идею о том, что «Украине не хватает солдат» и что ей «приходится полагаться на наемников, которые также несут огромные потери».
Кроме того, кремлевские “стратеги” продолжают надеяться на крах европейской экономики и истощение военных резервов НАТО. Примечательно, что летом 2022 года многие российские военные эксперты предупреждали об опасности для России затяжной войны. В частности, ряд подобных статей появился на сайте «Военное обозрение», тесно связанном с Минобороны РФ. Авторы указали, что время может быть не в пользу России, если война продлится слишком долго, а Украина продолжит наращивать свой потенциал с помощью западного оружия. Эксперты также ранее предупреждали, что в ходе войны потери среди российских вооруженных сил будут нарастать, что обнажит их слабые стороны перед НАТО. Они пришли к выводу, что для длительного противостояния может просто не хватить ресурсов. «Однако не в силах переломить ситуацию на поле боя, российские аналитики и пропагандисты начали уверять свою аудиторию, что их “не беспокоят поставки западных вооружений”.
Эта риторика сохраняется, хотя агрессор знает, что после восьмой встречи в Рамштайне Украина получила значительный пакет вооружений и что поставка истребителей во всю обсуждается, а украинские пилоты уже проходят обучения по управлению западными самолетами. Но даже это осознание не меняет отношения Кремля к затянувшейся войне», - пишут украинские политтехнологи. Таким действиям они находят следующие объяснения: «Вполне возможно, что причиной такого отношения является не только необходимость представить поражение как победу хотя бы на уровне пропаганды. Путину также необходимо затянуть войну, чтобы выиграть время для укрепления своих сил и решения внутренних проблем и в вооруженных силах.
Российские военные аналитики совершенно открыто перечисляют трудности в сфере разведки, связи и материально-техническом обеспечение, нехватке беспилотников и высокоточных артиллерийских снарядов, отсутствия командиров среднего звена и т. д». Их данные подтверждают проблемы агрессора с производством вооружений, на что ранее указывали и другие эксперты. Кремль безуспешно пытается решить эту проблему за счет новых закупок оружия в Иране и за счет обещаний перевести экономику на военные рельсы и привлечь как можно больше людей к работе в оборонном секторе.
В частности, некоторые прокремлевские эксперты прогнозируют усиление давления на бизнес со стороны ультраправых сил и фронтовиков за неспособность должным образом поддерживать военные действия. Между тем пророссийский эксперт Алексей Фирсов добавил, что государство вряд ли будет вмешиваться и защищать предпринимателей в случае конфликта с радикальными патриотами. Все эти процессы происходят на фоне расширения процесса так называемой “трудовой мобилизации” в России, приобретающего законодательную силу. В октябре 2022 года была предпринята попытка заменить мобилизованных рабочих студентами в дальневосточных регионах Приморского края и Сибирского Кузбасса, и ряд регионов России объявили о рассмотрении такой инициативы.
Даже провластные источники признают, что многие учебные заведения запрещают своим выпускникам работать не по специальности и поощряют «совмещать работу и учебу». Кроме того, по данным этих источников, в настоящее время готовится проект поправок в закон «об образовании». В этой поправке прописана возможность привлечения школьников к общественно полезному труду, в том числе в аграрной сфере. Несмотря на то, что радикальная перестройка России для ведения затяжной войны стала популярным тезисом в пропагандистских СМИ, мнения об опасности этого процесса все же проскальзывают. Например, один из главных прокремлевских “экспертов по Украине” Ростислав Ищенко назвал сторонников многолетней войны сектой.
Он напомнил им прописную истину, что “лучшая война та, которой никогда не было, а если она уже началась, то чем скорее будет одержана победа, тем лучше”. Ищенко отмечал, что ущерб от затянувшейся войны может быть настолько велик, что сводит на нет победу, а самым опасным ее последствием является милитаризация общественного сознания, “расшатывание естественных экономических связей и легитимация насилия” Однако такие мнения начинают считаться все более маргинальными.
Сам Ищенко в конце своей статьи утверждает, что у России “нет другого выбора, кроме как одержать победу в этой войне”, тем самым невольно подыгрывая тем, против кого он пытался возразить. Учитывая все эти факторы, невозможно представить сценарий, где России удастся избежать последствий затяжной войны, а каждый новый месяц укрепляет понимание того, что и ресурсов на продолжение боевых действий вскоре и вовсе перестанет хватать.